Кто на кубанской свадьбе не был, тот веселья не отведал

Свадьба Любы и Николая Шевченко. 3 августа 1969 г. Из семейного альбома Любови Владимировны Шемет (Лазаренко). Обратите внимание на мужчину слева - это кубанский бандурист Дмитрий Семёнович Лазаренко.

Свадьба на Кубани - поле не только для застолья, но и для истинного размаха народного духа в его юмористическом задоре.

Практиковалась шуточная «родительская свадьба», когда отца и мать, как невесты, так и жениха одевали в свадебные наряды. Интерес представляет праздничное блюдо «квасок» – куриный бульон (либо уха) с томатным соком.
В старых станицах специфические свадебные парные бутылки назывались «колосовки», а в поздних – «бугаи».



Шутки и розыгрыши прочно входили в природу свадебных обычаев.

Один из таких обычаев имеет архаическую природу и в нем наиболее ярко прослеживается роль сельской общины в создании новой семьи и ее контроль за нравственными качествами невесты. Это обычай «караулить молодых». «Караулить молодых» могла свашка, которая забиралась на ночь под кровать молодых, не подозревающих об этом (Ахт3136, Гол6, Там46). В ст. Курчанской свашка, дружка и шахвер ночевали в соседней комнате (Курч2). Другие родственники и гости в это время могли подслушивать под окнами (Выш3101) и даже позволять себе шуточные действия, например, кукарекать (Гол6), стучать в окна (Выш3112). В большинстве станиц района был известен также обычай "садовыть сад", наиболее характерный для территории Черномории. Это сад «насаживался» здесь именно во время брачной ночи. В ст. Ахтанизовской он представлял из себя аллею из воткнутых в землю веток, которая вела из дома, где ночевали молодые, к шалашу, в котором укладывали спать родителей жениха. Иногда над этой аллеей делали навес из камыша. По этой аллее утром молодым несли завтрак. Ночевка в шалаше родителей была шуточным отражением брачной ночи молодых: родителей заваливали всякой рухлядью, на дверце шалаша вешали замок и рядом приставляли охрану (Ахт3136). В других станицах объясняли, что насаждали этот сад для гостей, которые утром должны были пройти через него во двор. В ст. Вышестеблиевской такой сад могли сажать из цветов (Выш3104), в ст. Запорожской – из веток дуба, которые обвешивали овощами, фруктами и цветами (Зап3170, 3171, 3177).

Обратите внимание: Животные на свадьбе.

В ст. Курчанской в такой аллее устанавливали стол с закусками для гостей (Курч2). В ст. Старотитаровской на калитке или воротах делали "куринь" из камыша или соломы, в него сажали соломенное чучело и сторожа, который утром взымал плату с гостей, проходивших через сад минуя куринь во двор (Стар3, 13). Рядом с куринем могли «посадить огород» из кабаков и капусты [1].

Разнообразными были свадебные бесчинства, также приходившиеся на период брачной ночи. Если кто-то из гостей уходил со свадьбы рано, то ему могли забелить окна, разрисовать ворота, ободрать побелку на хате или увести корову, за которую на следующей день требовали выкуп. Однако если такого вора ловили, то его связывали и на следующий день требовали у родственников выкуп, в качестве которого чаще выступало вино (Зап3170). Объектом бесчинств также выступали гости, уснувшие на свадьбе. Таких намазывали сажей или перцем (Зап3170, Курч2). В ст. Вышестеблиевской пострадать мог «сторож», охранявший всю ночь свадебную колосовку. На него могли напасть, связать, а потом требовать выкуп за освобождение и украденную колосовку (Выш3112). Подобные шутки над гостями могли продолжаться и на следующий день. Например, если гость без спроса выходил из-за стола, его могли намазать сажей и запереть в хлеву (Стар3). Любопытно, что в ст. Старотитаровской ночные бесчинства сосредоточивались вокруг дома, где ночевали молодые. Здесь разыгрывалась целая осада, от которой отбивалась охрана жениха и невесты. Осаждавшая сторона пыталась заткнуть трубу, снять с петель калитку, крала хозяйственную утварь, птицу, скот и даже людей. Если обороняющаяся сторона захватывала в плен кого-то из осаждавших, то его могли раздеть, нарядить в лохмотья, измазать сажей или запереть в погребе и освободить его только за выкуп.

Источники:
1) А.И. Зудин. Обряды второго и третьего дня свадьбы в Темрюкском районе Краснодарского края.
2) https://kubnews.ru/kultura/2019/12/24/v-krasnodare-vy..

#свадьба

#русскиетрадиции

#казаки

#Кубань

Больше интересных статей здесь: Свадьба.

Источник статьи: Кто на кубанской свадьбе не был, тот веселья не отведал.

Написать комментарий