Свадебные традиции карачаевцев и балкарцев, уходящие корнями в глубокое прошлое, и сегодня сохраняют свою самобытность. Современные свадьбы, хоть и адаптировались к новым реалиям, часто проходят с соблюдением древних ритуалов: это и шумный свадебный кортеж, украшенный коврами, и масштабные гуляния с национальными танцами и джигитовкой, и торжественный обряд снятия свадебного платка с невесты.
Важным правилом был запрет на браки между родственниками. В семьях строго соблюдалась очередность вступления в брак: младшие дети не могли жениться или выходить замуж раньше старших. Исторически браки часто устраивались родителями, иногда ещё в детском возрасте будущих супругов, при этом ключевую роль играли материальное положение и социальный статус семьи невесты. Сегодня молодые люди чаще сами выбирают себе пару, но мнение и благословение родителей по-прежнему остаются крайне важными.
Пути к браку: сватовство или похищение
Согласно обычаям, брак мог быть заключен одним из двух способов: через официальное сватовство или путем умыкания невесты. Переговоры о браке вели специальные доверенные лица со стороны жениха — сваты. По договоренности семья жениха выплачивала за невесту калым — выкуп, который мог состоять не только из денег, но и из скота, оружия или земли. После помолвки, которая иногда происходила за долгое время до самой свадьбы, назначалась дата торжества.
Невеста, в свою очередь, готовила приданое (берне), включавшее ковры, одежду, посуду и предметы домашнего обихода. Невеста без приданого не пользовалась уважением. В современном варианте приданое часто состоит из мебели, бытовой техники и даже автомобиля. Размеры калыма и приданого не были строго фиксированы и зависели от благосостояния и статуса семей.
Финансовые обязательства жениха перед семьей невесты были трехэтапными. Первый взнос следовал после получения согласия на брак и сопровождался щедрыми угощениями для родни невесты. Второй платеж — это сам калым, который сегодня почти всегда выплачивается деньгами. Третий раз жених одаривал семью невесты во время официального визита-смотрин, привозя ювелирные украшения и другие ценные подарки.
Похищение невесты (умыкание) часто было вынужденной мерой, если жених не мог выплатить полный калым. Кража могла происходить как с согласия девушки, так и без него. Отказ украденной невесты выйти замуж наносил семье жениха тяжелый удар по репутации. Сегодня подобные «похищения», если и случаются, то исключительно по договоренности и являются частью обряда. Ещё одной причиной для умыкания мог быть траур в одной из семей, так как в период скорби проведение пышных свадеб было запрещено.
Важно понимать, что обряд похищения не оставлял невесту без защиты. Обязательным условием было присутствие её брата или другого родственника-мужчины, который сопровождал девушку на всём протяжении церемонии, гарантируя её безопасность и неприкосновенность.
Непосредственно в «краже» участвовали друзья и родственники жениха. После умыкания девушку отвозили в дом жениха или его родственников и сразу же извещали её семью. Родные невесты в тот же день приезжали, чтобы вернуть её. Чаще всего девушка заявляла, что остаётся по своей воле, и тогда начиналась подготовка к свадьбе. Если же родители были против брака, они могли попытаться силой забрать дочь, что иногда приводило к стычкам с охранявшими невесту родственниками жениха. Кража против воли невесты — явление редкое, так как отказ девушки становился позором для похитителя.
Невидимый жених и скромная невеста
Для непосвящённых гостей самой удивительной особенностью традиционной свадьбы может стать отсутствие жениха на собственном торжестве. Эта традиция восходит к древним обычаям. Если свадьба проходит дома, жених с друзьями находится в соседнем доме; если в ресторане — в отдельном зале. Этот обычай связан как с обережными практиками (защита от сглаза), так и с историческими военными традициями, когда после брачной ночи молодой муж уходил в поход.
Невеста же на протяжении всего праздника сохраняет образ скромности. Она сидит в углу или за отдельным столом, вставая при появлении важных гостей или во время тостов. Ей полагается вести себя сдержанно: говорить тихо, мало улыбаться и опускать взор. Излишняя веселость или болтливость со стороны невесты осуждалась. Рядом с ней постоянно находятся братья и замужняя родственница, которая помогает ей. Особые почести на свадьбе оказываются гостям со стороны невесты, хотя её собственные родители традиционно на торжестве не присутствуют (хотя в последнее время этот обычай часто нарушается).
Обратите внимание: Полезные свадебные советы и лайфхаки.
Сакральный вход в дом и обряд снятия платка
Ввод невесты в дом жениха — один из ключевых и наполненных символами моментов. Чтобы защитить молодую от злых сил, над её головой держали кинжал, а на порог клали подкову. Невесту осыпали монетами, зерном и угощали мёдом, что символизировало будущее богатство и благополучие.
Этот обряд имеет глубокий сакральный смысл, представляя собой подношение всем трём мирам: монеты — миру живых, зерно — миру усопших, мёд — высшим силам. Сегодня невесту часто осыпают монетами, рисом и конфетами, которые заменили мёд.
Вести невесту в дом должна женщина счастливой судьбы, обычно старшая сноха в семье. Считается, что переступать порог нужно правой ногой, а ладони держать раскрытыми — это сулит скорое замужество и другим девушкам.
Кульминацией свадьбы является древний и красивый обряд снятия свадебного платка — «Ау алгъан адет». Как и фата, платок служил оберегом. Голова невесты покрыта тремя большими платками, вышитыми вручную: её собственным, подаренным семьёй жениха и подаренным её родителями. На пальцах закреплены три маленьких платка-«фартука», символизирующих её обязанности перед своей роднёй, семьёй мужа и всем родом.
Под специальную песню «Орайда» невесту выводят к гостям. После тостов и обрядового питья из общей чаши (первыми из которой пьют дети, чтобы в доме был детский смех) лучшая сноха в роду жениха, многодетная и счастливая в браке, снимает с невесты платки. Считается, что через этот жест она передаёт молодой жене все свои добродетели. После этого невесту снова осыпают деньгами и конфетами, а родственницы жениха приветствуют её объятиями.
Затем родня невесты идёт знакомиться с женихом, который до этого момента скрывался. Он ненадолго появляется, приветствует сестёр невесты, угощает их. Танцы длятся до ночи, но сами молодожёны в них не участвуют.
Официальная регистрация в ЗАГСе в день свадьбы не обязательна. Для признания брака обществом достаточно совершить «никах» — мусульманский обряд бракосочетания, который может пройти даже без присутствия молодых, только с поручителями. В ЗАГС пары часто обращаются спустя месяцы, а иногда и после рождения ребёнка.
Ярким атрибутом свадьбы являются свадебные знамёна — «байракъ». Раньше это были фамильные флаги, которые несли всадники, сегодня их роль играют ковры и ленты, украшающие свадебные автомобили.
В некоторых семьях сохраняется традиция «периода молчания»: новобрачная несколько дней не разговаривает со старшими родственниками мужа, проявляя покорность и уважение. Общаться она может только через детей. После этого невестку одаривают, и запрет снимается.
Приданое и взаимные обязательства
Расходы семьи невесты на подготовку к свадьбе часто бывают очень значительными. Помимо богатого приданого, включающего всё для обустройства быта, невеста должна сделать подарки всем родственникам жениха (дважды: на свадьбе и после визита к родителям), а также преподнести сувениры всем гостям торжества.
Калым, выплачиваемый семьёй жениха, является компенсацией родителям невесты. Приданое же — это вложение в будущее молодой семьи и личная собственность невесты, которая остаётся с ней в случае развода. Исторически щедрость свадебных обменов и даров нередко становилась обременительной для семей и могла порождать конфликты.
Источник:
Портал «Это Кавказ»
#кавказцы #кавказ #свадьба #свадебныетрадиции #народыроссии #карачаевцы #балкарцы #свадьба
Больше интересных статей здесь: Свадьба.
Источник статьи: Свадебные традиции карачаево-балкарского народа.