Как академик Ферсман спас свадебную диадему Романовых от распродажи после революции

В Алмазном фонде России хранится уникальная реликвия — единственная диадема императорской семьи, уцелевшая в стране после революционных потрясений. Судьба большинства драгоценностей Дома Романовых до сих пор окутана тайной: что-то было продано за границу, что-то осело в архивах, а что-то, возможно, до сих пор находится в частных коллекциях.

Легендарная свадебная реликвия

Речь идет о знаменитой венчальной диадеме, созданной для императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Этот изысканный головной убор вошел в историю как «русская свадебная диадема» — в ней выходили замуж все невесты семьи Романовых на протяжении более века.

Свадебная диадема

Императрица Мария Федоровна — первая владелица диадемы.

Традиционный свадебный набор царской невесты был роскошен и включал несколько обязательных элементов:

  • Свадебная корона: К сожалению, она не была признана советской властью особо ценной и была продана. Сегодня она находится в музее Хиллвуд в США, что, впрочем, можно считать удачей — многие драгоценности были разобраны и проданы по частям.

Корона и ожерелье из свадебного набора.

  • Бриллиантовое ожерелье с подвесками в форме капель.
  • Серьги-вишни, принадлежавшие самой Екатерине II, которые славились своим невероятным весом.

Великая княжна Мария, внучка Александра II, с юмором вспоминала, как на ее собственной свадьбе тяжеленные серьги так оттягивали уши, что ей пришлось снять их во время банкета и повесить на край бокала, чем очень повеселила императора.

Знаменитые серьги-вишни и брошь из набора.

Великая княгиня Мария Павловна в свадебном уборе.

  • Массивная бриллиантовая брошь.

Ювелирное чудо: секреты диадемы

На создание диадемы ушло около 175 крупных и 1200 мелких бриллиантов высочайшего качества, общим весом приблизительно 1000 каратов. Камни для нее везли из Индии и Бразилии. Главным украшением служил крупный розовый бриллиант.

Свадебная диадема в деталях.

Интересно, что изначально этот камень сиял ярко-красным цветом благодаря ювелирной хитрости — под него подкладывали цветную фольгу. Со временем, лишившись этой подложки, бриллиант приобрел свой естественный нежно-розовый оттенок.

Человек, спасший сокровище

Ключевой вопрос: почему эта диадема, в отличие от многих других царских драгоценностей, не была продана с молотка новой советской властью? Ответ кроется в деятельности выдающегося ученого — академика Александра Евгеньевича Ферсмана.

Академик А.Е. Ферсман (справа) с В.И. Вернадским, 1940 год.

Его путь в науке начался еще до революции: с 1909 года он работал с минералами в Московском университете, а с 1912 года — в Академии наук. После 1917 года его авторитет только вырос — в 1919 году он был избран действительным членом РАН.

В 1922 году Ферсман вошел в специальную комиссию по оценке и каталогизации царских сокровищ, которые новое правительство намеревалось продать для пополнения казны. Именно ему, как эксперту с мировым именем, удалось убедить власти в уникальной исторической и художественной ценности свадебной диадемы. Благодаря его аргументам реликвия была признана национальным достоянием и спасена от продажи.

Фотография из французского журнала L´Illustration — первый снимок императорских сокровищ, попавших в руки советской власти.

Члены комиссии осматривают драгоценности короны Романовых в Москве, ноябрь 1926 года.

Цена спасения и память

К сожалению, спасти удалось не все. Многие бесценные предметы были утрачены для России навсегда. Ферсман с горечью описывал, как драгоценности, наспех завернутые в бумагу, без описей и порядка, представали перед комиссией в простых ящиках.

Публикация в журнале «Сфера», посвященная распродаже императорских драгоценностей.

Имена таких ученых, как Александр Ферсман, должны оставаться в памяти. Это были люди, обладавшие не только глубокими знаниями, но и гражданским мужеством. Они находили в себе смелость и мудрость, чтобы донести до новой, часто невежественной в вопросах культуры власти мысль о недопустимости разбазаривания национального исторического наследия. Их усилиями хотя бы часть сокровищ осталась в стране, став достоянием будущих поколений.