Мария Николаевна: любимая дочь Николая I, жившая по своим правилам

Некоторые портреты обладают удивительной силой притяжения, заставляя зрителя остановиться и вглядеться. Безусловно, мастерство художника играет здесь огромную роль, но истинная магия рождается тогда, когда на холсте запечатлена неординарная личность. Именно такой была героиня этих картин — великая княгиня Мария Николаевна, старшая дочь императора Николая I, чей портрет кисти Франца Ксавера Винтерхальтера хранится в Эрмитаже.

Рис. 1. Винтерхальтер, Франц Ксавер. Портрет великой княгини Марии Николаевны. Эрмитаж.

История жизни, полная противоречий

Шембохе (Флоренция). Великая княгиня Мария Николаевна. Начало 1870-х гг.

Ее судьба — яркий пример борьбы сильной личности с условностями своей эпохи. Мария жила в XIX веке, когда мнение женщины, даже царской крови, редко имело вес. Однако она сумела выстроить свою жизнь согласно собственным представлениям и желаниям. Была ли она счастлива? Ответ на этот вопрос, вероятно, знала только она сама.

Мария стала вторым ребенком и первой дочерью в императорской семье.

Рис. 2. Мария Николаевна в детстве, работа Петра Соколова.

Изначально Николай I был разочарован рождением девочки, ожидая наследника, но вскоре Мэри (как ее ласково называли в семье) стала его настоящей любимицей. И характером она пошла в отца — была сильной, смелой и невероятно упрямой. Только она одна могла открыто спорить и не соглашаться с грозным императором, которого боялись все вокруг.

Яркую иллюстрацию их отношений приводит в своих мемуарах «Былое и думы» Александр Герцен. Он описывает случай, когда отец и дочь сошлись в немом поединке взглядов:

Она была поразительно похожа на отца, и взгляд ее был столь же суров. Дочь мужественно выдерживала этот испепеляющий взгляд. Николай побледнел, щеки его задрожали, а глаза стали еще более хищными, но дочь ответила ему тем же. Все окружающие побледнели и замерли, фрейлины и генералы не смели дышать, наблюдая за этой «каннибальской» дуэлью взоров… В конце концов, император встал, поняв, что нашел косу на камень.

Рис. 3. В.И. Гау. Великая княгиня Мария Николаевна.

Характер и внешность: копия отца

Какие же черты определяли личность Марии? Современники описывали ее как решительную, настойчивую, властную, образованную и умную. При этом она была очень влюбчивой, и именно эмоции, а не холодный расчет, часто управляли ее поступками, что порой играло с ней злую шутку.

Ее младшая сестра Ольга признавала первенство Марии во всем и восхищалась ею:

Ее особая красота сочетала серьезность черт лица с необыкновенной живостью выражения. Лоб, нос и рот были безупречно правильными, плечи и грудь прекрасно развиты, а талия была настолько тонкой, что ее мог обхватить обруч от ее греческой прически. Она была очень быстра в решениях, невероятно решительна и добивалась своего любой ценой…

Рис. 4. Нефф Т.А. (К.Т фон). Великие княжны Ольга и Мария. Русский музей.

Рис. 5. Мейер, П. Портрет В.К. Марии и Ольги Николаевны.

Фрейлина и мемуаристка А. Ф. Тютчева также отмечала:

…несомненно, богатая и одаренная натура, сочетающая в себе чудесную красоту, тонкий ум, доброжелательный характер и отличное сердце…

Но уже тогда многие подмечали ее властный нрав и стремление повелевать. Полковник Ф. Гагерн писал:

…маленького роста, но по чертам лица и характеру — вылитый отец. Великая княгиня Мария — фаворитка своего отца, и считается, что после смерти императрицы она приобрела бы большое влияние. У великой княгини, несомненно, много талантов, равно как и желания командовать…

Сходство с отцом, о котором говорили многие, становится очевидным при сравнении их портретов.

Император Николай I, императрица Александра Федоровна и их старшая дочь Мария.

Тот самый «отцовский взгляд» можно разглядеть даже на детских изображениях княжны.

Рис. 6. Антон Ханиш. Портрет великой княгини Марии Николаевны, миниатюра.

Рис. 7. Перрго Ш. Великая княгиня Мария Николаевна. Русский музей, Михайловский замок.

Борьба за право выбора и первый брак

На свое шестнадцатилетие Мария получила от отца необычный и чрезвычайно важный для нее подарок — обещание, что она никогда не будет вынуждена покинуть Россию. Этим Николай I освободил дочь от традиционной для великих княжон участи — династического брака с иностранным принцем.

Император Николай I.

Отец понимал ее упрямый характер и то, что заставить ее выйти замуж против воли будет невозможно.

Рис. 8. Кристина Робертсон. Портрет великой княгини Марии Николаевны, 1841 г. Эрмитаж.

Первая серьезная влюбленность Марии случилась в 18 лет. Ее избранником стал корнет Александр Барятинский, что привело императора в ярость из-за неравенства их положения. По личному приказу Николая I молодой человек был отправлен служить на Кавказ.

Александр Барятинский.

Вернувшись героем, он стал адъютантом наследника престола, будущего Александра II. По воспоминаниям А. Н. Добролюбова, после замужества Марии император даже разрешил ей взять Барятинского в свои адъютанты, но вскоре она к нему охладела.

После этой истории император начал искать для дочери подходящую партию. Условия были сложными: жених должен был быть княжеского рода и согласиться жить в России. Идеальной кандидатурой стал Максимилиан Лейхтенбергский, красивый и образованный сын пасынка Наполеона и внук императрицы Жозефины.

Максимилиан, герцог Лейхтенбергский.

Николай I предложил ему службу в русской армии, молодой человек понравился Марии, и летом 1839 года состоялась их свадьба. Этот брак вызвал неодобрение как у некоторых европейских дворов, так и у части русской аристократии.

Рис. 9. Шмидт. Портрет герцога Максимилиана и герцогини Марии Николаевны Лейхтенбергской.

Отец щедро одарил молодых: подарил 2,4 миллиона рублей на обустройство, назначил ежегодное содержание и построил для них в Петербурге Мариинский дворец, первой хозяйкой которого и стала Мария.

Рис. 10. Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет великой княгини Марии Николаевны. Музей Пушкина.

Семейная жизнь и вдовство

Идеальным мужем для властной и решительной Марии мог бы стать мягкий и спокойный человек. Таким, судя по описаниям, и был Максимилиан. Маркиз де Кюстин отмечал, что герцог был статен, но в его облике не хватало благородства, и больше он походил на хорошего офицера, чем на аристократа.

Первые годы брака были счастливыми, в семье родилось семеро детей. Однако со временем отношения охладели. Ходили слухи о взаимных изменах. Максимилиан, будучи интеллигентным человеком, увлекся наукой и в 1844 году был назначен президентом Академии художеств и начальником Горного института. Во время одной из поездок на Урал он простудился, заболел воспалением легких и скончался в 1852 году, оставив 35-летнюю Марию вдовой с детьми.

Рис. 11. Гау В.И. Портрет великой княгини Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской, с детьми Марией и Николаем. Русский музей.

Рис. 12. Робертсон Х. Портрет великой княгини Марии Николаевны с младенцем. Русский музей.

Тайный морганатический брак и изгнание

Еще до смерти мужа Мария увлеклась графом Григорием Строгановым. По слухам, он был отцом ее младшего сына. После положенного траура Мария решила выйти за него замуж, но понимала, что отец никогда не даст согласия на брак с человеком нецарской крови.

В.И. Гау. Григорий Строганов.

И тогда Мария, всегда добивавшаяся своего, пошла на рискованный шаг. В 1854 году, втайне от родителей, но с помощью старшего брата Александра и его жены, она обвенчалась со Строгановым в церкви Мариинского дворца. Если бы об этом узнал Николай I, графу грозила ссылка, а Марии — монастырь. Однако император так и не узнал о поступке любимой дочери, скончавшись в 1855 году.

Рис. 13. Кристина Робертсон. Портрет великой княгини Марии Николаевны. 1845 г.

Мария надеялась, что новый император, ее брат Александр II, поддержавший ее ранее, официально признает этот брак. Но против выступила их мать, императрица Александра Федоровна, а на семейном совете тетка Марии, Анна Павловна, заявила, что брак, заключенный втайне от воли отца-императора, не может быть признан.

Второй брак Марии так и остался тайным. Супругам запрещалось появляться вместе на публике, а на время родов Марии приходилось уезжать из столицы. В конце концов, чтобы избежать скандалов, пара уехала за границу — сначала в Женеву, затем в Рим. Их общая дочь Елена не имела прав на императорские титулы. Этот союз, полный испытаний, распался через девять лет.

Граф Строганов.

Рис. 15. Шарль Франсуа Жалабер. Портрет великой княгини Марии Николаевны, 1869 г.

Последние годы

Последние годы жизни Мария Николаевна провела в одиночестве во Флоренции. Современники отмечали, что, оторванная от родной среды, она позволяла себе эксцентричные поступки, ее манера общения стала резкой и бесцеремонной. Лишь профиль напоминал о ее царственном происхождении. Со временем она сильно сдала и изменилась.

В Россию она вернулась лишь в 1876 году, незадолго до своей смерти. Великая княгиня скончалась в Петербурге в возрасте 56 лет и была похоронена в Петропавловском соборе.

Рис. 16. Нефф Т.А. Портрет великой княгини Марии Николаевны. 1866 г.

Государственный деятель П. А. Валуев так подвел итог ее жизни:

Закончилась жизнь, полная света и теней. Первый брак, жизнь в Мариинском дворце, потом второй, сначала тайный, потом явный брак, скитания между Петербургом, Кватро, Сергиевкой, страстное увлечение искусством, семейное горе. И наконец — усыпальница в Петропавловской крепости.

Фото. Левицкий, С.Л. Великая княгиня Мария Николаевна, середина 1860-х гг.

Фото. Левицкий, С.Л. Великая княгиня Мария Николаевна, середина 1860-х гг.

Ее называли своенравной и эксцентричной, она явно не желала подчиняться дворцовому этикету. Добилась ли она своего? Пожалуй, да. Но жизнь часто бывает жестока к тем, кто идет против течения.

Завершить рассказ о Марии Николаевне хочется ее портретами, где она предстает еще юной девушкой, полной сил и надежд.

Рис. 17. Брюллов К.П. Великая княгиня Мария Николаевна. Русский музей.

Изображения взяты из открытых интернет-источников.

Больше интересных статей здесь: Свадьба.

Источник статьи: Мэри была "вылитый отец".