
Стюардесса Весна Вулович.
В нашей традиционной пятничной рубрике мы делимся удивительными историями. Сегодняшний материал посвящен самым невероятным случаям спасения в авиакатастрофах, которые бросают вызов всем законам вероятности. Среди них — и знаменитая история выживания в Андах в 1972 году.
Чудо над Чехословакией: Весна Вулович и падение с 10 километров
26 января 1972 года мир облетела шокирующая новость: над чешским городом Сербска-Каменице на высоте более 10 тысяч метров взорвался югославский пассажирский лайнер DC-9. Причиной трагедии, как полагают, стала бомба, заложенная хорватскими террористами, хотя официально виновные так и не были найдены. В подобных инцидентах шансы на выживание практически равны нулю, и сводки обычно заканчиваются скорбным «погибли все». Однако на этот раз произошло невероятное.

Весна Вулович
Сенсацией стало известие, что 22-летняя стюардесса Весна Вулович выжила после падения с высоты в 10 160 метров, став единственной, кто уцелел из 28 человек на борту. Ее жизнь спасло падение на заснеженные кроны деревьев, которые смягчили удар обломков фюзеляжа. Девушка провела в коме целый месяц, и ее путь к выздоровлению был долгим и трудным.
Интересно, что Весна оказалась на том злополучном рейсе по ошибке: авиакомпания перепутала ее с другой стюардессой по имени Весна Николич. На момент катастрофы Вулович еще была стажером и не завершила полный курс обучения. Взрыв застал ее в пассажирском салоне; она мгновенно потеряла сознание и позже не могла вспомнить детали происшествия.
Цепочка везения на этом не закончилась. Первым на месте падения оказался местный житель, имевший опыт работы в полевом госпитале во время Второй мировой войны. Именно он обнаружил девушку среди тел и оказал ей первую помощь, что, вероятно, и стало решающим фактором для ее спасения. Врачи долго не верили в благополучный исход, но молодой организм поборол последствия чудовищных травм.
Через два месяца после аварии Весну перевезли на самолете в Белград. Были опасения, что полет травмирует ее психику, но, к счастью, амнезия стерла воспоминания о катастрофе, и перелет прошел спокойно. Всего реабилитация заняла 16 месяцев, из которых 10 она была частично парализована.
Этот уникальный случай был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый высотный прыжок без парашюта. На церемонии вручения сертификата в Лондоне в 1985 году Вулович встретила своего кумира — Пола Маккартни, который также получал награду в тот день.
После выздоровления Весна пыталась вернуться к работе в небе, но в итоге заняла офисную должность в авиакомпании Yugoslav Airlines. Она скончалась в Белграде в декабре 2016 года в возрасте 66 лет.
Выжившие в небе войны: истории Второй мировой
Хотя случаи выживания в пассажирских авиакатастрофах единичны, история знает несколько десятков подобных инцидентов, многие из которых связаны с военной авиацией времен Второй мировой войны.
- Иван Чисов (1942). Советский штурман покинул подбитый Ил-4 на высоте 7000 метров. Его парашют был поврежден горящим самолетом, и оставшийся путь Чисов проделал в свободном падении. Мягкая посадка обеспечилась благодаря глубокому снегу и склону оврага.
- Уильям Станнард (1943). Хвостовая часть британского бомбардировщика «Вентура», в которой находился стрелок, относительно целой упала в Голландии. Удачное попадание в воздушный поток смягчило удар, и Станнард отделался ушибами.
- Юджин Моран (1943). Американский бомбардировщик B-17 был сбит над Бременом. Моран, чей парашют оказался неисправен, упал вместе с обломками, но выжил благодаря смягчившему удар лесному массиву. Он попал в плен и провел 4 месяца в немецком госпитале.
- Николас Элкимейд (1944). Английский летчик выпрыгнул с высоты 5 км с нераскрывшимся парашютом. Его спасла ель и полуметровый слой снега. Удивительно, но он не получил ни одного перелома, за что в прессе его прозвали «выжившим кандидатом в покойники».
- Мерл Хасенфратц (1944). После уничтожения B-24 немецким истребителем трое пилотов упали с высоты 5 км без парашютов. Двое погибли, а Хасенфратц выжил, получив переломы ног и потеряв глаз.
- Федерико Гонзалес (1945). Раненый пилот B-17 упал с высоты 8 км над Дюссельдорфом, будучи заблокированным в кабине. Он выжил при падении, но скончался от полученных травм через несколько дней в госпитале.
- Эрвин Косиесарек (1945). Стрелок, оказавшийся в заблокированном хвосте B-17 после столкновения в небе над Австрией, упал с высоты 8 км и выжил, попав в плен.
- Джо Джонс (1945). Еще одно столкновение B-17 над Бельгией. Пилот Джонс упал с 4 км, получил тяжелые ранения, но выжил, придя в себя в полевом госпитале.
Эти истории демонстрируют невероятную волю к жизни и стечение уникальных обстоятельств, позволивших людям выжить в, казалось бы, безвыходных ситуациях.
Испытание стихией и духом: от Анд до тайги
Через много лет после войны мир вновь потрясли истории гражданских авиакатастроф, где выживание стало борьбой не только с травмами, но и с самой природой.
Хулиана Кепке (1971). За месяц до случая с Весной Вулович, 23 декабря 1971 года, в Перу разбился пассажирский самолет, попавший в грозу. Единственной выжившей оказалась 17-летняя Хулиана Кепке. Она очнулась, пристегнутой к креслу, висящему на дереве в джунглях. Ей потребовалось 11 дней, чтобы самостоятельно выбраться из сельвы к людям.
Трагедия в Андах (1972). Эта история легла в основу книги Пирса Пола Рида «Живые: История спасшихся в Андах» и знаменитого фильма «Живые» (1993). 13 октября 1972 года уругвайский авиалайнер потерпел крушение в чилийских Андах. Из 45 человек на борту сразу после падения выжили 29. Оказавшись в ледяной пустыне без надежды на быстрое спасение, они были вынуждены прибегнуть к каннибализму, чтобы выжить. Через 72 дня после катастрофы спаслись 16 человек.

Лариса Савицкая (1981). В результате столкновения пассажирского Ан-24 с бомбардировщиком Ту-16 на Дальнем Востоке выжила только одна женщина — Лариса Савицкая, возвращавшаяся из свадебного путешествия. Ее нашли в тайге через трое суток с тяжелыми травмами.

Лариса Савицкая с мужем.
Стив Фоссет (1995). Знаменитый британский воздухоплаватель выжил после падения воздушного шара с высоты почти 9 км над Коралловым морем. Шар потерял герметичность и рухнул на воду на скорости свыше 70 км/ч. Фоссет отделался легким испугом и позже стал первым, кто в одиночку облетел земной шар на воздушном шаре.

Стив Фоссет.
Лена (2003). Один из самых недавних случаев: после падения суданского Boeing 737 в пустыню у Красного моря из 117 человек на борту чудом выжила двухлетняя девочка по имени Лена.
Эти истории — не просто сводка невероятных происшествий. Они о хрупкости жизни, силе человеческого духа и необъяснимой удаче, которая иногда дает второй шанс.
Источники: статьи в Wikipedia, газета «Секретные материалы».
Читайте также на Зожнике:
Фотоистория: как Маартен победил рак и проплыл 163 км за 55 часов
История «Sprinkle Chef» — повара, ставшего мемом
История клитора
Печальная история кокосомана Августа Энгельхардта
История самой возрастной бодибилдерши мира