История Маугли, созданная Редьярдом Киплингом, имеет удивительные и трагичные параллели в реальном мире. Существуют задокументированные случаи так называемых «феральных детей» — тех, кто вырос в полной изоляции от человеческого общества, без заботы, общения и не слыша человеческой речи.
Эти уникальные случаи представляют огромный интерес для психологов, лингвистов и социологов, поскольку проливают свет на фундаментальные вопросы развития человека. Если ребёнок до изоляции успел получить хотя бы минимальный социальный опыт, его реабилитация имеет шансы на успех. Однако если критический период первых 3,5–6 лет жизни был проведён в отрыве от цивилизации, последствия часто становятся необратимыми. Даже годы, проведённые потом в заботливом окружении, не позволяют таким людям в полной мере освоить язык, прямохождение или осмысленное общение. Это ярко демонстрирует, насколько важны для формирования личности именно ранние годы, когда закладываются основы всего последующего развития.
В мировой истории описано несколько таких поразительных судеб. Ниже представлены четыре наиболее известные и показательные истории детей-Маугли.
Каспар Хаузер: загадочный «Дитя Европы»

Иоганн Георг Ламинит. «Каспар Хаузер»
Каспар Хаузер (предположительно 1812 г.р.), вошедший в историю как «Дитя Европы», — одна из самых таинственных фигур XIX века. В 1828 году в Нюрнберге был обнаружен юноша, который с огромным трудом передвигался и почти не умел говорить. Его появление стало сенсацией, особенно на фоне недавней истории «дикого мальчика из Аверона». Толпы людей стекались, чтобы увидеть «чудо», а газеты по обе стороны Атлантики строили догадки о его происхождении.
На момент обнаружения Каспар был юношей ростом около 150 см, физически развитым, но с младенческими навыками. Его лицо выражало только простейшие эмоции — плач или детскую улыбку. Руками он пользовался неумело, пальцы были постоянно растопырены, а брал предметы всей ладонью. Ходил он шаткой, неуверенной походкой, постоянно рискуя упасть. Врачи отмечали особенности строения коленей, вероятно, сформированные годами сидения в замкнутом пространстве.
Его сознание было подобно чистой доске (tabula rasa). Всех людей он называл «мальчик» («Bua»), различая их лишь по одежде, а всех животных — «лошадь» («Ross»). Его словарный запас не превышал 50 слов. Пищеварительная система также была не адаптирована к цивилизованной жизни: кроме воды и чёрного хлеба, любая другая еда и питьё (даже кофе или вино) вызывали у него рвоту и недомогание.
Со временем, научившись говорить, Каспар рассказал, что с 3–4 лет он содержался в подземной камере в полном одиночестве, пока не был выпущен в 16 лет. Обилие новых впечатлений его угнетало, и он даже скучал по своей тюрьме, где «голова не болела». Народная молва упорно считала его похищенным наследным принцем Баденским. Тайна его происхождения так и не была раскрыта: спустя пять лет после обнаружения Каспар Хаузер был убит при загадочных обстоятельствах, а его убийца так и не был найден.

Акварельный рисунок, выполненный Каспаром.
Подробная история Каспара Хаузера в Википедии
Виктор из Аверона: пациент, изменивший педагогику

Портрет Виктора с обложки книги о нём.
Виктор из Аверона (ок. 1788–1828) — пожалуй, самый известный «дикий ребёнок» Франции. Он был найден в лесах в возрасте примерно 12 лет и после нескольких побегов от людей в конце концов попал под опеку молодого врача Жана Марка Гаспара Итара.
Итар, движимый идеями Просвещения, посвятил пять лет попыткам социализировать и обучить Виктора. Он разработал специальные методики, чтобы научить мальчика речи, и скрупулёзно документировал его прогресс. Эта работа стала прорывом в педагогике и заложила основы обучения детей с особенностями развития.
Изначально Виктора обследовал известный психиатр Филипп Пинель, который диагностировал у него врождённое слабоумие. Однако Итар верил, что отличительными чертами человека являются эмпатия и язык, и стремился развить их в своём подопечном. Виктор действительно достиг определённых успехов: он научился понимать простые слова и даже проявлять сочувствие (известен случай, когда он утешал плачущую экономку). Но, несмотря на все усилия, овладеть речью в полной мере он так и не смог, что Итар считал своим личным поражением.
После прекращения активных экспериментов Виктор прожил остаток жизни под опекой той самой экономки, мадам Герен, и умер в 1828 году. Его случай наглядно показал научному сообществу границы возможностей реабилитации после длительной изоляции.
Подробная история Виктора из Аверона в Википедии
Мари-Анжелик ле Блан: «дикарка», ставшая монахиней

Изображение Мари Анжелик ле Блан.
История Мари-Анжелик Мемми ле Блан (ок. 1712–1775) уникальна тем, что это, возможно, единственный случай успешной реабилитации «ферального ребёнка». Прожив около десяти лет в лесу (с 9 до 19 лет), она сумела не только вернуться в общество, но и освоить чтение и письмо, впоследствии став монахиней. Учёные связывают этот успех с тем, что в изоляцию она попала в более сознательном возрасте.
В сентябре 1731 года её, истощённую и вооружённую дубиной, заметили у селения Сонжи. Она убила напавшую на неё собаку, забралась на дерево и лишь хитростью была выманана оттуда. Её поведение и физиология свидетельствовали о долгой жизни в дикой природе: она ела только сырое мясо и рыбу, отлично плавала и лазала по деревьям, ходила на четвереньках и пила воду, втягивая её, как животное.
После поимки её отдали на воспитание монахиням в Шалон. Несмотря на первоначальные трудности (её организм отторгал приготовленную пищу), благодаря терпеливому уходу Мари-Анжелик постепенно адаптировалась. Она приняла крещение, получила образование и провела остаток жизни в монастырях. Французский исследователь Серж Ароль, тщательно изучив архивные документы, считает её историю подлинной и уникально документированной.
Подробнее об истории Мари в статье Википедии
Джини: трагедия XX века

Эта шокирующая история произошла в современной Америке. Джини (родилась в 1957 году) была обнаружена властями Калифорнии в 1970 году, после того как провела первые 13 лет и 7 месяцев жизни в условиях жестокой изоляции. Её случай стал одним из самых изученных в истории психологии и лингвистики.
По приказу отца, считавшего её умственно отсталой, Джини была заперта в комнате. Днём её привязывали к детскому стульчику в подгузнике, а на ночь помещали в самодельную смирительную рубашку и металлический вольер. Отец кормил её только молочной смесью, избивал за попытки заговорить и общался с ней рычанием и лаем. Единственными «игрушками» были пустые катушки и плащи. Вся семья жила в атмосфере страха и тишины.
Когда 13-летнюю Джини освободили, её состояние было ужасающим. Она не умела ходить прямо (её походка была названа «кроличьей»), не контролировала физиологические отправления, не жевала и постоянно плевалась. Её умственное развитие соответствовало уровню годовалого ребёнка, а словарный запас ограничивался парой десятков слов.
Попав под опеку учёных и врачей, Джини показала удивительную, но неравномерную динамику. Она была очень общительна, научилась многим словам и начала строить фразы из двух слов. Особенно хорошо она справлялась с задачами на пространственное и образное мышление (функции правого полушария мозга). Однако овладеть грамматикой и связной речью (функции левого полушария) она так и не смогла, что частично подтвердило, а частично опровергло существовавшую гипотезу о «критическом периоде» для освоения языка.
Её дальнейшая судьба сложилась трагично. После прекращения научной программы в 1975 году и череды неудачных помещений в приёмные семьи, Джини, по последним данным, проживает в специализированном учреждении для взрослых. Её история — мрачное напоминание о последствиях жестокого обращения и социальной депривации в детстве.
«Кроличья походка» Джини:
Подробнее об истории Джини в Википедии
Читайте также на Зожнике:
Миннесотский «голодный» эксперимент 1944 года
Как ожидания мешают нам добиваться желаемого
Критерии психического здоровья
13 психологических расстройств: в рисунках и объяснениях
Живи в зоне комфорта
