Статистика Росстата: доверие к врачам падает, а треть россиян не получает нужную стоматологическую помощь

В публикации агентства «РБК» представлены любопытные данные исследования Росстата, проведенного осенью 2018 года. Согласно этим цифрам, население России в контексте обращения за стоматологической помощью разделилось на три почти равные группы.

Распределение по группам

Исследование показало следующую картину: 32% граждан обратились к стоматологу и получили необходимую помощь. Еще 32% за медицинской помощью не обращались, поскольку, по их собственному мнению, в ней не нуждались. Однако наиболее тревожной выглядит третья категория: 34% респондентов признали, что помощь им была нужна, но они за ней так и не обратились. Лишь 2% попытались получить помощь, но по каким-то причинам ее не получили.

Photo by Samia Liamani on Unsplash

Двойственное прочтение статистики

С одной стороны, данные можно интерпретировать позитивно: примерно две трети опрошенных либо не имели проблем, либо успешно их решили. С другой стороны, возникает вопрос о методологии. Как именно определялась «необходимость» помощи? Опирались ли только на субъективное мнение респондентов? Известно, что многие люди откладывают визит к врачу до последнего, игнорируя профилактику, которая должна быть регулярной. Поэтому та группа, которая считает, что помощь им не нужна, может на самом деле иметь недиагностированные проблемы.

Проблема доступности и доверия

Особую озабоченность вызывает треть граждан, осознающих необходимость лечения, но не обращающихся за ним. В эту категорию входят не только те, кто халатно относится к здоровью, но и люди, сталкивающиеся с объективными барьерами: нехваткой времени, финансовыми трудностями или банальным отсутствием доступных медицинских учреждений, особенно в отдаленных регионах страны.

Еще более тревожной выглядит динамика доверия к медицинским работникам. Если в 2010 году врачам доверяли 54% населения, то к 2017 году этот показатель упал до 36%. Есть опасения, что за прошедшее время ситуация могла ухудшиться еще сильнее.

Причины падения доверия

Автор выделяет два ключевых фактора, способствовавших этой негативной тенденции. Во-первых, это последствия так называемой «оптимизации» системы здравоохранения, которая могла сказаться на доступности и качестве услуг. Во-вторых, мощное влияние медиапространства. Средства массовой информации в погоне за рейтингами часто делают акцент на скандалах, врачебных ошибках и конфликтных ситуациях, формируя в обществе устойчивый негативный образ медицины. Позитивные истории о спасенных жизнях и профессиональных победах врачей тонут в этом потоке, оставаясь практически незамеченными. Какой из этих двух факторов сыграл решающую роль, статистика, к сожалению, не уточняет.