Наш канал Дзен стал естественным специализированным научно-популярным ЖУРНАЛОМ, интересным очень многим читателям. Поэтому мы открываем периодическую публикацию УРОКОВ для пациентов по изучению УЗИ щитовидки.
П Р Е Д И С Л О В И Е
Почему?
Потому, что во всей стране (за рубежом не лучше) более чем в 90% врачи-"узисты" составляют ФОРМАЛЬНЫЕ и ЭМПИРИЧЕСКИЕ, а не Клинические Протоколы УЗИ. Не выделяется главное, нужное для принятия лечебной тактики в направлении сохранения железы и её восстановления.
"Описание" в Протоколах УЗИ обычно неполноценное, "Заключение" вместо указания количества сохранённой ткани, оценки компенсаторного состояния узлов и диффузного процесса, величины перенапряжения железы и пр. часто содержит лишь название болезни в качестве подсказки эндокринологу (чего вообще не должно быть!).
Врачебный Эмпиризм в Протоколах УЗИ. Вы удивитесь, но, к сожалению, почти все специалисты УЗД в России не знают как в действительности устроена и функционирует щитовидная железа. Поэтому и Протоколы УЗИ - формальные.
Ни один "узист" в России не применяет в своем описании термин "долька". Никто из специалистов УЗИ в России не знает как в действительности выглядит долька и фолликул в щитовидной железе и... НЕ ЗНАЕТ реальных размеров этих структурных образований щитовидной железы! Врачам-сонологам не ведомо ни сегментарная организация этой железы, ни закономерности её нервно-сосудистого обеспечения и развития узлов и диффузных процессов в соответствии с характером нервной регуляции. И это только малая часть профессиональной безграмотности!
Вы думаете, что автор требователен только к коллегам, но не к себе? Ничего подобного. Без кропотливого труда (и потраченного времени жизни!) над собственным незнанием по некоторым областям профессиональной деятельности (в т.ч. из-за отсутствия знаний в руководствах по УЗИ) не появилось бы всё то, что уже достигнуто.
Справка. Специалистов, осуществляющих медицинскую ультразвуковую диагностику называют "узистами", сонологами, эхографистами. Большинство из них предпочитает именование "врач УЗД" - врач ультразвуковой диагностики.
Зачем нужно пациенту знания об УЗИ щитовидной железы?
Наши предыдущие публикации об УЗИ щитовидки показали, что наши читатели имеют два противоположных мнения. Одно сводится к выражению "мы не академики, зачем нам это надо". Второе совершенно иное - "какая полезная и нужная информация, которой не хватает... спасибо".
Совершенно уважительно отношусь к двум позициям наших читателей. Поэтому предлагаю первым пациентам просто - не читать наши статьи-уроки по УЗИ, так как другим пациентам это нужно и важно. Именно для них мы и будем вести нашу страницу "Уроки УЗИ щитовидной железы для пациентов".
Доверие пациентов врачу стоит дорого. Этим пользуются врачи. Вместо стремления к профессиональному совершенству и оправдания уровнем мастерства доверия каждого конкретного человека, обратившегося за помощью, врачи часто зарабатывают, не уделяя внимания качеству диагностики (и лечения). Наш канал уже сообщал о потоковой системе УЗИ, когда врач-сонолог стремиться принимать за смену до 50-60 человек (т.е. по при расчёте - несколько минут на человека).
Конечно, не все специалисты малограмотны. Но вот наша оценка ситуации. В нашу Клинику пациенты постоянно приносят формальные Протоколы УЗИ. До 20-30% из них - на 2 балла, где-то 50-60% на 3 балла, 10-20% на 4 балла, но лишь единичные - на 5 (по сравнению с другими и с учетом потенциала специалиста) - по 5-бальной шкале оценки.
Стараясь быть объективным, могу сказать, что ситуация в нашей стране по уровню УЗИ ЩЖ лучше других стран, включая европейские и американские (и отдельно - Германии и Израиля).
Ни царь, ни бог и ни герой... Если пациенты не будут требовать качества УЗИ от врачей, которые ОБЯЗАНЫ соблюдать определенные современные нормативы в оформлении Протокола УЗИ, то будет сохраняться ситуация крайне низкого уровня диагностического здравоохранения.
Цель
Поднять профессионализм УЗИ щитовидной железы в России. Важно, чтобы каждый гражданин нашей страны мог получить максимально качественную диагностическую помощь в СВОЁМ регионе.
Цель в том, чтобы нуждающийся в знаниях пациент мог их получить и воспользоваться, а также в том, чтобы тем самым совершенствовать уровень УЗД в стране, чтобы в результате пациентам приходилось меньше следовать известному выражению "спасение утопающего - дело рук самого утопающего".
Современные возможности информирования огромны. Опыт телевизионного медицинского оповещения пациентов зашкаливает за неприличие. Но в это практике есть положительное - своевременное научно-популярное медицинское образование тех людей, кто нуждается и вынужден совершенствоваться в области медицины. Обычно - для верного выбора наиболее рационального направления в диагностике и лечении.
Врач, как обычный человек, лентяй. Он не любит читать и совершенствоваться. Заставить его улучшить свой уровень могут лишь несколько обстоятельств - отсутствие заработка, низкий престиж (или наоборот - желание быть лучшим), стимул от начальства и т.п. Периодически встречающиеся корректные указания от пациентов на низкое качество Протоколов УЗИ может перейти от первой стадии (реакции возмущения) во вторую стадию (потребность изменения) и затем третью - усовершенствования в соответствии с ситуацией.
В ответ на это мнение не нужно писать, о том, что "я не смогу указать врачу на его халатность по отношению к моему здоровью". Это уже не однократно высказывалось в комментариях. Эта странная позиция по отношению к себе известна. Всё что здесь поясняется - для заинтересованных пациентов.
Но, ЦЕЛЬ гораздо шире, чем только улучшение уровня специалистов УЗД. Она - в возможности для каждого желающего человека без медобразования - получить простые знания, позволяющие самостоятельно понять состояние своей железы (в т.ч. и у близких), а также возможности контролировать изменения в процессе лечения.
Ни царь, ни бог и ни герой... Если пациенты не будут требовать качества УЗИ от врачей, которые ОБЯЗАНЫ соблюдать определенные современные нормативы в оформлении Протокола УЗИ, то будет сохраняться ситуация крайне низкого уровня диагностического здравоохранения.
Корректность, точность и обоснованность в своих требованиях к качественной диагностике и документу - Протоколу УЗИ - вот основа изменения ситуации в лучшую сторону. Для всего этого тоже нужны знания.
Самое простое - ничего не делать...
Это тоже вариант. Но не для каждого.
Заключение Предисловия
Уважаемые читатели!
Мы будем стараться периодически, но регулярно публиковать статьи об уроках УЗИ щитовидной железы. Все они в перспективе составят полезный учебник по УЗИ для пациентов от нашей специализированной Клиники.
Вместе с полезными знаниями наши читатели получают возможность профессионального ответа на корректные и продуманные вопросы (предупреждаем заранее, что не проводим в консультаций в комментариях).
Наша ежедневная (кроме выходных ) практика показывает, что почти каждый человек, которому после процедуры УЗИ ЩЖ поясняется на мониторе аппарата состояние его органа (с величиной сохранённой ткани железы, особенностями изменений и их прогнозом, величиной напряжения и прочем) внимательно и с интересом слушает, стараясь понять реальность и перспективу.
автор канала Дзен "Щитовидная железа" к.м.н., главный врач Клиники щитовидной железы, организатор "Научной школы УЗИ ЩЖ" А.В. Ушаков