Ожирение признано глобальной проблемой здравоохранения, масштабы которой стремительно растут. За полвека число людей с избыточным весом увеличилось в десятки раз. США занимают лидирующую позицию по распространённости этого состояния, включая детское население. Европейские страны также демонстрируют тревожную динамику: например, в Великобритании за десятилетие количество пациентов с диагнозом "ожирение" выросло в десять раз — с 50 тысяч в 2006 году до более чем 500 тысяч в 2016-м. Такие изменения в структуре общества потребовали пересмотра стандартов в различных сферах, включая транспортную инфраструктуру, которая долгое время создавала барьеры для мобильности людей с большим весом.
Общественный транспорт: первые шаги к инклюзивности
Традиционно автобусы оборудуются специальными местами для маломобильных групп: людей с инвалидностью, родителей с детьми и беременных женщин. Однако сегодня к этому списку добавляется новая категория пассажиров, нуждающаяся в адаптированных условиях. Пионером в этом направлении стала Бразилия, где начали внедрять в автобусы сиденья, рассчитанные на людей с ожирением. Эти места в два раза шире стандартных, что обеспечивает необходимый комфорт и безопасность.
Медицинский транспорт: новые стандарты экстренной помощи
Система здравоохранения также вынуждена реагировать на новые реалии. В Великобритании в текущем году была проведена модернизация парка машин скорой помощи для эффективного обслуживания пациентов с большим весом. Лондонские больницы закупили усиленные носилки грузоподъёмностью до 450 кг. В регионе Восточный Мидленд шесть автомобилей оснастили специальными лифтами для подъёма пациентов на каталках, а также было приобретено более 200 машин, рассчитанных на транспортировку людей весом до 300 кг.
Активно обсуждается эта проблема и в США, где рассматривается возможность введения в эксплуатацию медицинских вертолётов, способных перевозить пациентов с ожирением. В настоящее время воздушные суда санитарной авиации часто имеют ограничение по весу пассажира в 120 кг, что делает экстренную эвакуацию для многих людей невозможной.
Авиаперевозки: поиск баланса между комфортом и экономикой
Авиакомпании столкнулись с комплексом проблем, связанных с перевозкой пассажиров с ожирением. Стандартные кресла в салоне самолёта зачастую не обеспечивают им необходимого пространства, что вызывает дискомфорт как у самих этих пассажиров, так и у их соседей. Кроме того, увеличенная масса тела влияет на общий вес воздушного судна и, соответственно, на расход топлива.
В поисках решения многие перевозчики ввели особые тарифы или правила. Например, в Индонезии и Великобритании практикуется доплата за избыточный вес, а авиакомпании США и Франции могут требовать покупки двух смежных мест. Samoa Air пошла по пути создания инфраструктуры: помимо тарификации по весу, компания предлагает пассажирам кресла категории XL (на 30 см шире обычных), а также укрепила материалы трапов и входных групп для обеспечения безопасности.
Подобные меры направлены на создание комфортных условий для всех без исключения. Игнорирование проблемы может иметь юридические последствия: известны прецеденты, когда авиакомпании становились ответчиками в суде из-за жалоб пассажиров, вынужденных терпеть неудобства из-за соседей с большим весом. Яркий пример — иск актёра Майкла А. Тэйлора к American Airlines на 100 тысяч долларов после 14-часового полёта, который он провёл стоя.
Перспективы для постсоветского пространства
На данный момент в странах СНГ вопрос адаптации транспорта под нужды людей с ожирением системно не решается. Однако глобальные тенденции в области инклюзивности и защиты прав потребителей, вероятно, со временем подтолкнут и местных перевозчиков к внедрению соответствующих стандартов и практик.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы получать больше полезной информации или переходите в наш блог.