Министерство здравоохранения представило требования медикам, которые обязаны по новому закону пускать родственников с пациентам, находящимся в реанимационном отделении.
Минздрав представил требования к больницам для организации исполнения закона о допуске родственников к пациентам в реанимационные отделения.
В них почему-то никак не учитывается, что существуют очень разные лечебные учреждения, и, соответственно, очень разные палаты интенсивной терапии, а в них - разный контингент больных. Значит, и требования для посетителей (регламент посещений) в них не может быть едиными для всех.
Крайне много в медицинском сообществе рассуждают о неадекватном поведении посетителей. Разумеется, "не все такие", но неизбежно будут и «такие» тоже. А это означает абсолютно ничем не оправданный риск в первую очередь для находящихся на лечении пациентов. Казалось бы, ситуации понятны - "аффект", истерика, агрессия. Но кто ответит за последствия?
К слову, и материальный аспект: кто будет отвечать за разбитую (повреждённую) аппаратуру или даже разбитое учётное лекарство, если это произошло по вине посетителя или им непосредственно?
Предложенные Минздравом "общие требования" никак эти (впрочем, как и ряд иных) обстоятельства не учитывают.
Вот, к примеру, упоминается вскользь о необходимости обеспечения сохранения врачебной тайны (персональных данных пациентов). Но как это возможно выполнить, когда посторонние люди находятся непосредственно в рабочей зоне? Таблички на кроватях с диагнозами и фамилиями, медицинские документы в открытом доступе (лежат открыто на столе, да ещё в раскрытом виде), общение персонала друг с другом, осмотры консультантов и разговоры по телефону о больных и т. д.
К примеру, что делать с необходимостью испражнения на судно в присутствии посторонних лиц? "Требования" Минздрава предписывают удалить родственников при "инвазивных манипуляциях". Испражнение к ним не относится.
Но это всё ЧАСТНЫЕ вопросы, которых, на самом деле, гораздо больше. Это пример недодуманности и скороспелости, "сырости" министерского документа.
Реализация изменений, внесённых по указанию президента в «Закон об основах», требует куда большего числа подзаконных регламентирующих актов, чем эта жалкая бумага.
Давайте возьмём более общие моменты.
Медицинский персонал работает, прежде всего, в интересах пациента, а не его родственников. В этом смысле никакие проблемы близких пациента медицинский персонал вообще никак не затрагивают, и находятся вне сферы их профессиональной деятельности и компетенции.
Теперь смотрим на сам факт посещения больного в реанимации.
Так что, по факту, если больной неадекватен или без сознания, то смысла его посещения нет никакого. А вот потенциальный вред такого визита есть. В чём он заключается?
От санэпид вопросов до пусть даже случайных, но наносящих вред действий неадекватных "посетителей". Причём вред может быть по отношению к другим пациентам.
То есть, пользы для больного нет, а потенциальный вред для него - есть. Тогда о каких визитах в реанимацию мы говорим в этом случае вообще?
Возьмём пример, когда больной в сознании и адекватен. Навещающий его родственник адекватен, здоров, вежлив, "тише воды - ниже травы".
Что там предписано минздравовскими "требованиями"?
Персонал должен провести беседу/инструктаж (ответить на вопросы), расспросить посетителя на предмет имеющихся у него заболеваний, осмотреть его на этот же предмет (измерить температуру, осмотреть зев. кожные покровы).
А не надо забывать, что посетителей теперь будет не один за сутки. Предположим, имеет место "стандартная" небольшая реанимация на 6 коек. Если к каждому пациенту хотя бы один раз в день придут двое посетителей - то это уже 12 человек, с которыми надо беседовать, проводить инструктаж, проводить осмотр и всё прочее. А кто сказал, что их придёт лишь двое и лишь один раз? Время посещения не регламентируется; т.е. посетителей может быть и 20 и 30 человек за сутки. Пусть в теории, но ведь может?
Затем такой тихий и адекватный посетитель проходит в реанимацию.
- А где можно взять салфетку, вытереть лицо?
И на каждый такой вопрос персонал должен бросить свою работу и заниматься посетителем.
Силы и время персонала, потраченные на посетителей, по сути, украдены у пациентов, к которым меньше внимания, меньше действий. Усталость персонала выше, рассеянность внимания и концентрации выше, вероятность ошибок – растёт также. И это, повторюсь, при самом "идеальном варианте" посещения.
Автор: врач Игорь Семёнов
Как сообщалось ранее, министерство здравоохранения представило требования к руководителям медучреждений, которые обязаны по новому закону организовать беспрепятственный допуск родственников с пациентам, находящимся в реанимационном отделении. Однако к формулировкам Минздрава возникли вопросы. В частности, московский кардиолог Алексей Эрлих назвал новые требования министерства жестокими и бесчеловечными. Врач уверен, что текст в нынешнем виде даёт основание для его побуквенного использования, а это лишит родственников возможности посещать реанимацию. Подробнее читайте: Минздрав составил правила посещения отделения реанимации – их назвали жестокими
Поделись информацией с друзьями! Со здоровьем не шутят!