
Современный мир характеризуется невероятной скоростью изменений, которая только возрастает. В этой лекции рассматриваются ключевые качества, необходимые для успешной адаптации, приоритеты, на которые стоит обращать внимание, и вещи, о которых не стоит жалеть в будущем.
Лекцию «Я: 2.0» представил Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково», для выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Хотя тема напрямую не связана с бизнесом или классическим менеджментом, она затрагивает более глубокие вопросы: непрерывное обучение на протяжении всей жизни (life-long learning), работу над собой и взаимодействие с внешним миром, а также личную эффективность.
Мир VUCA: новая реальность
Сегодня мы существуем в условиях мира VUCA, что расшифровывается как нестабильность (volatility), неопределённость (uncertainty), сложность (complexity) и неоднозначность (ambiguity). Для иллюстрации масштаба перемен Андрей Шаронов привёл несколько показательных фактов:
— 90% всей информации в мире было создано за последние два года;
— ожидается, что дети, родившиеся в 2007 году в таких странах, как США, Италия, Франция и Канада, будут жить в среднем до 104 лет;
— стоимость хранения 1 Гб данных с 1980 года упала в миллиард раз;
— стоимость секвенирования генома человека сократилась в 100 тысяч раз;
— 75% населения Земли имеет доступ к мобильной связи, при этом не у всех есть доступ к чистой воде;
— всего 10 лет назад не существовало как минимум десяти профессий, которые сегодня входят в список самых востребованных и высокооплачиваемых (например, специалист по BIG DATA, разработчик мобильных приложений, оператор дронов).
Мир VUCA является прямым следствием Четвёртой промышленной революции, но его влияние выходит за рамки экономики и политики, затрагивая каждого человека. Чтобы оставаться успешным и эффективным в этих условиях, необходимо постоянно меняться и развиваться.
Профессии и навыки будущего: что будет востребовано завтра
Эксперты «Сколково» проанализировали данные LinkedIn и выделили десять наиболее перспективных профессий. Важная их особенность — гибридность, то есть сочетание человеческого интеллекта с машинными возможностями.

На следующем изображении представлены десять ключевых навыков (soft skills), которые будут критически важны в будущем. В отличие от узкоспециальных знаний (hard skills), эти компетенции связаны с личными качествами: решение проблем, критическое мышление, креативность, управление конфликтами и мультинациональными командами. Это своего рода чек-лист для проверки своей готовности к новой эпохе.

Школа «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив также создала «Атлас новых профессий», в котором прогнозируется, какие специальности исчезнут, а какие появятся в ближайшие 10-15 лет.
В своей презентации Андрей Шаронов показал запоминающиеся фотографии детей выпускников «Сколково», одетых в костюмы профессий будущего, что наглядно демонстрирует, как быстро меняется мир.

Обучение длиною в жизнь: новая образовательная парадигма
Увеличение продолжительности жизни, более поздний выход на пенсию и технологическая революция приводят к важному выводу: учиться теперь придётся постоянно. Это и есть суть концепции life-long learning (обучение на протяжении всей жизни).
Традиционная модель образования была «однопиковой» — человек получал одно высшее образование к 25 годам. Сегодня актуальна «трёхпиковая» модель, учитывающая второй (30-55 лет) и третий (55+ лет) трудоспособный возраст. Это касается не следующего поколения, а нас с вами. В среднем за жизнь человек меняет около восьми видов деятельности (не просто должностей, а сфер). Необходимо быть готовым к переходу между индустриями и к постоянному обучению.

Андрей Шаронов поделился личным опытом: «Недавно я проходил обучение в INSEAD по короткой программе: 3 модуля по 8-10 дней. В нашей группе было 36 человек из 16 стран. Самому старшему участнику, руководителю глобальной компании из Голландии, был 61 год, и было очевидно, что это не его последняя учёба. Из общения с другими стало ясно: эти люди учатся каждый год, а каждые три года проходят серьёзные программы с отрывом от работы. Для многих компаний это часть корпоративной культуры — необсуждаемое правило, традиция и способ социализации. Кстати, среди студентов были и госслужащие».
В качестве простого, но показательного примера инвестиций в обучение лектор привёл слепой метод печати. Его освоение занимает суммарно 3-4 часа (по 15-20 минут в день), но увеличивает скорость работы в 3-8 раз, экономя время на обработке почты и документов уже через 9 дней.
Как формируются навыки: четыре этапа мастерства
Многие знают, какие навыки им нужны, некоторые даже пытаются их освоить, но лишь единицы добиваются успеха. Почему? Ключ — в понимании процесса формирования и закрепления навыка.
Андрей Шаронов проиллюстрировал этот процесс на примере обучения езде на велосипеде:
- Ребёнок ездит на четырёхколёсном велосипеде и думает, что умеет. Это этап неосознанной некомпетентности (не знаю, что не умею).
- Увидев двухколёсные велосипеды у взрослых, он просит снять дополнительные колёса. После падений приходит понимание, что он не умеет ездить. Это этап осознанной некомпетентности (знаю, что не умею).
- Благодаря усилиям падения прекращаются, навык появляется, но требует полной концентрации. Это этап осознанной компетентности (умею, но с усилиями).
- При регулярной практике езда становится автоматической, можно разговаривать, не держаться за руль. Это этап неосознанной (подсознательной) компетентности (умею, не задумываясь).
«Не все навыки нужно доводить до уровня подсознательной компетентности. Часто можно остановиться на третьем этапе — мы не обязаны всё делать идеально. Но если навык действительно важен, необходимо выделить время и приложить усилия, чтобы сначала достичь среднего уровня, а затем автоматизировать его».
Три ключевых результата обучения: больше, чем просто знания
Обучение — это инвестиция времени, внимания и денег. Поэтому важно чётко понимать, что мы получаем в итоге. По мнению Андрея Шаронова, полноценное обучение должно давать три главных результата.
Итак, это:
- Знания, навыки, компетенции — классический и ожидаемый результат.
- «Среда», социальный капитал, контакты — выпускники ведущих бизнес-школ часто называют этот аспект самым ценным, даже более важным, чем полученные знания.
- Персональная трансформация и воодушевление — если после обучения ваше поведение не меняется, значит, вы по-настоящему не обучились. Важно испытать вдохновение, желание меняться самому и менять своё окружение.
«Также появляются позитивные побочные эффекты, или экстерналии: новые привычки, занятия спортом, прилив энергии, новые смыслы и возможность транслировать изменения на свою компанию или команду».
Энергия лидера: четыре источника эффективности
Как же осуществить эту личную трансформацию? Роль CEO (Chief Executive Officer) можно переосмыслить как Chief Energy Officer — человека, отвечающего за энергетику компании. Лидер должен заряжать команду, делать её живой, заинтересованной и неравнодушной.
Тони Шварц выделяет четыре типа энергии, которые необходимо восполнять:
- Физическая энергия — базовый «топливный» запас для любой деятельности.
- Эмоциональная энергия — качество этого топлива: позитивная (созидание) или негативная (разрушение).
- Ментальная энергия — способность к фокусировке. Исследования показывают, что в среднем 65% времени человек мысленно отсутствует в том процессе, в котором участвует физически.
- Духовная энергия — самый важный вид, связанный с целью, смыслом жизни и работы.
«Существует заблуждение, что идеальный сотрудник похож на компьютер или конвейер — символы прошлых промышленных революций. Это глубокая ошибка. Человек функционирует циклами: подъём, спад, восстановление. Сотрудник, который работает 8 часов без перерыва, часто менее эффективен, чем тот, кто имеет возможность отдохнуть, переключиться или даже просто закрыть глаза на 10 минут».
Именно здесь на первый план выходят сон, правильное питание и спорт как фундаментальные источники энергии.

Девять практических советов для личной трансформации
1. Ценность утра. Первые 90 минут после пробуждения — самые продуктивные, когда психическая энергия на пике. Не тратьте это время на рутинные совещания, занимайтесь самым важным.
2. Контроль над почтой. Проверяйте электронную почту 2-3 раза в день, а не реагируйте на каждое уведомление. Постоянное отвлечение на почту часто вызвано потребностью в социальном подтверждении, выбросом дофамина, страхом накопления задач или простой прокрастинацией.
3. Миф о многозадачности. Мозг человека не компьютер с многопоточностью. В каждый момент времени мы можем качественно делать только одно дело. Переключение между задачами требует времени на «перезагрузку» контекста, что значительно снижает общую эффективность.
4. Важное vs. срочное. Классическое, но критически важное правило. Если постоянно заниматься только срочным, на важное не останется ни времени, ни сил. Начинайте день с важных, но не срочных задач.
5. Правило одной встречи (One Meeting). Когда вы общаетесь с человеком и параллельно смотрите в телефон, вы посылаете ему чёткий сигнал: «Ты не заслуживаешь всего моего внимания». Будьте полностью присутствующим в диалоге.
6. Сила ритуалов и нервная энергия. Формирование новых привычек требует отказа от старых и затрат ограниченного запаса нервной энергии. Не пытайтесь изменить всё сразу. Используйте поддерживающие ритуалы: совместные занятия спортом, публичные обещания — это снижает энергозатраты на изменения.
7. Рефлексия и присвоение опыта. Обучение — это не только пассивное получение информации. Ключевой инструмент — рефлексия. Регулярно выделяйте время, чтобы записывать и осмыслять сделанное, примерять новые знания на свою жизнь. Так происходит настоящее «присвоение» опыта.
8. Экстернализация мышления. Поскольку оперативная память человека ограничена, в процессе мышления полезно сразу записывать все возникающие идеи на доску или бумагу, не оценивая их. Это один из принципов эффективного мозгового штурма.
9. Осознанность и ответственность. Быть осознанным — значит не перекладывать ответственность за свою жизнь на обстоятельства или других людей. Хроническая занятость часто является формой бегства от действительно важных, но сложных дел.
10. Спорт как источник энергии и дисциплины. Регулярная физическая активность — это не только здоровье, но и тренировка психической выносливости, эффект отложенного вознаграждения и своеобразная медитация. Виды спорта, требующие терпения (бег, плавание, велоспорт), воспитывают ту самую психическую энергию, которая необходима для любых сложных изменений в жизни.

Андрей Шаронов привёл вдохновляющий пример своих коллег, которые благодаря спорту кардинально изменили свою жизнь, доказав, что физическая трансформация ведёт и к психической.
Главные сожаления: уроки для жизни сегодня
В завершение лекции Андрей Шаронов рассказал о работе австралийской медсестры Бронни Вэр, которая в течение многих лет ухаживала за умирающими и записала их самые частые сожаления в книге «Пять главных сожалений умирающих». Эти откровения служат мощным напоминанием о том, что действительно важно.

Подготовил Максим Гревцев
Источник: kantiana.ru
Читайте также на Зожнике:
Инструкция: как без сверхусилий обзавестить здоровыми привычками
Универсальный гид по достижению чего угодно
Как ожидания мешают нам добиваться желаемого
15 важных вещей о ЗОЖ, которые мы узнали за последние 5 лет
Не купил – не съел: легкость воли вместо силы воли
Миф о самоконтроле: ученые призывают не переоценивать силу воли