Основные выводы исследования
Согласно исследованию Высшей школы экономики «Процессы концентрации и интеграции медицинских служб в зарубежном и отечественном здравоохранении: есть ли приращение эффекта?», масштабное укрупнение медицинских организаций в России не привело к ожидаемому усилению командной работы и координации между врачами. Анализ данных за 2000–2014 годы показывает, что за этот период общее количество медучреждений в стране сократилось на 60%. Количество стационаров уменьшилось более чем наполовину, а число амбулаторно-поликлинических учреждений — на 35%. В результате слияний самостоятельных поликлиник осталось лишь 36% от прежнего количества. Одновременно с этим средний размер стационара увеличился со 156 до 225 коек, что свидетельствует о значительной концентрации мощностей.
Позитивные и негативные последствия реформ
С одной стороны, процесс концентрации принес определенные положительные результаты. Прежде всего, выросла эффективность использования ресурсов: средняя продолжительность лечения в городских стационарах сократилась на 23%, а оборот больничной койки увеличился в полтора раза. Кроме того, пациенты получили лучший доступ к сложным диагностическим процедурам и узким специалистам. Например, в Москве в рамках объединения амбулаторного звена в 2010–2015 годах время ожидания приема сократилось в 2-3 раза, а сроки проведения КТ-исследований уменьшились с 60 до 15 дней, МРТ — с 50 до 16 дней.
Проблема разобщенности медицинских служб
Однако ключевая цель реформы — создание слаженной системы преемственности и взаимодействия между разными уровнями медицинской помощи — достигнута не была. В отличие от зарубежного опыта, где укрупнение обычно ведет к усилению координации, в России этого не произошло. Исследование ВШЭ выявило, что 38% врачей, как в самостоятельных поликлиниках, так и в тех, что входят в состав объединенных больниц, работают изолированно и не согласовывают свои клинические решения с коллегами. Более половины врачей поликлиник (52% в самостоятельных и 57% в объединенных) крайне редко или никогда не получают консультаций от специалистов стационара. При этом медики из укрупненных организаций чаще отмечают недостаточность взаимодействия между службами (64% против 51% у врачей из самостоятельных учреждений).
Географические последствия и доступность помощи
Реструктуризация привела к тому, что сейчас на одно муниципальное образование в среднем приходится всего 1,5 медицинские организации. Авторы исследования предполагают, что во многих небольших городах и районах страны осталось по одному учреждению, что создает риски монополизации и снижает доступность услуг. Проблема доступности особенно остро стоит в сельской местности, где проживает 26% населения России. Согласно другому исследованию ВШЭ, более трети сельских жителей (35,2%) сообщают об отсутствии элементарной медпомощи, а каждый четвертый считает ее труднодоступной. По обеспеченности врачами сельское население России находится на последнем месте среди европейских стран.
Планы по исправлению ситуации
В рамках национального проекта «Здравоохранение» до 2021 года планируется строительство 360 новых фельдшерско-акушерских пунктов и сельских амбулаторий, а также модернизация более 1,2 тыс. существующих. Для отдаленных населенных пунктов с численностью менее 100 человек предусмотрена закупка мобильных медицинских комплексов. Правительство уже начало увеличивать финансирование этих программ: в 2019 году ряд регионов получил дополнительные средства из резервного фонда на обновление сельских медпунктов на сумму около 100 млн рублей сверх запланированного бюджета.
Как отмечалось ранее, непродуманная оптимизация в ряде регионов нанесла ущерб системе здравоохранения, что требует взвешенного подхода к дальнейшим реформам.
Поделись информацией с друзьями! Со здоровьем не шутят!
