Врачебные консультации по интернету, реальность или бред?

В комментариях люди часто задают вопросы и просят советов по своему клиническому случаю. Часто обижаются, когда я пишу, что не могу ответить на их вопрос, думают, что я не хочу тратить на них свое время, либо не желаю давать бесплатных консультаций. Это не так. Поясню подробно.

Врачебные консультации по интернету, реальность или бред?

Сегодня стоматология это высокотехнологичная наука, учитывающая огромное количество знаний о здоровье человека и лечащая не только какой-то отдельный зуб, а весь организм в целом! Это значит, что при постановке диагноза врачу никак не может быть достаточно только описания проблемы со стороны пациента. Пациент не специалист и не может дать даже десятой доли нужной информации.

Я уже не говорю о том, что пациент чаще всего предоставляет информацию через призму своего понимания медицины, зачастую неправильного. Пациент может сказать «зуб плохой, его нужно удалять», не понимая, что этот зуб еще вполне можно спасти. Точно так же зуб, который уже давно не подлежит никакому лечению, по внутреннему убеждению пациента искренне считается за «вполне еще крепкий хороший зуб».

Врачу для постановки диагноза и назначения лечения необходимо знать и учитывать десятки нюансов. Нужно видеть и оценивать не только сам зуб и его рентгеновские снимки (сегодня в подавляющем большинстве случаев это КТ - компьютерная томограмма, которая имеет такой объем, что ее даже в электронном письме не переслать), но и огромное количество других деталей.

Врач должен учесть расположение зуба, состояние мягких тканей, оголена шейка зуба или нет, оценить состояние пародонта зуба, живой зуб или нет, если мертвый, то как, чем и на какую длину запломбирован, какие зубы расположены рядом, какие зубы и как расположены напротив этого зуба, будет ли этот зуб протезироваться или будут протезироваться зубы рядом, а если они уже запротезированы, то в каком состоянии протезы, какие на зубах стоят пломбы (имеет значение не только свежесть этих пломб, но и их форма, рельеф бугров и фиссур, прилегание по краю полости, контактные пункты с соседними зубами, цвет, фасон, сочетание с соседними), особенности прикуса пациента, какие имеются дефекты этого прикуса, выдвинулись зубы в сторону дефекта, наклонились ли они в сторону дефекта, есть ли место для имплантации, состояние гайморовых пазух, близость нижнечелюстного нерва к месту имплантации, есть ли место для протезирования, нужно проверить резцовые и клыковые ведения нижней челюсти, пощупать сустав, проверить не щелкает ли он, правильно ли открывается челюсть, не западают ли губы и щеки, не снижена ли нижняя треть лица, не слишком ли выражены носогубные и прочие складки, и т.д. и т.п.

Врачебные консультации по интернету, реальность или бред?

Как видите, только перечисление нескольких, самых важных моментов заняло большой абзац текста. И каждая из проблем обозначена только названием, а нужно все это еще расшифровать, учесть, сложить в голове и построить общую картину данного конкретного клинического случая.

В медицинской карте пациента первичный осмотр занимает несколько страниц, причем там вписываются уже конкретные выводы, которые врач сделал на основе этого осмотра. И не раньше, чем врач собрал всю эту информацию, он может перейти к постановке диагноза и назначить лечение.

Причем каждый случай, как правило, можно лечить или протезировать несколькими путями. И только личная беседа поможет выбрать тот самый план, который удовлетворит потребности данного конкретного пациента!

Один пациент работает слесарем или водителем, к примеру. Ему не важна эстетика, он готов к железным коронкам, съемным протезам и к чему угодно еще, лишь бы было дешево и надежно. Другой пациент диктор телевидения, певец или преподаватель английского. И ему важнее всего эстетика и правильная речь, поэтому ни о каком металле в зоне улыбки речи быть не может, и съемный протез ему тоже чаще всего не подойдет, т.к. он сильно и непредсказуемо может влиять на дикцию.

А могут быть и сотни других вариантов, ведь сколько людей, столько и мнений, пожеланий, особенностей характера, потребностей и, что немаловажно, финансовых возможностей.

По-моему, совершенно очевидно, что передать такую массу профессиональных деталей пациент по интернету в двух словах не сможет. И даже если напишет письмо размером с роман «Война и мир», то все равно не сможет донести всю ту информацию, которая нужна доктору, ибо пациент не профессионал. Самый необходимый минимум, который позволит врачу поставить ПРИМЕРНЫЙ диагноз - это КТ (компьютерная томограмма), качественные фотографии зубов и модели челюстей в прикусе.

Можете вы все это предоставить мне в комментариях к статье или даже в личном письме? Конечно же нет. Так как же я могу посоветовать вам что делать в данном конкретном случае?

Врачебные консультации по интернету, реальность или бред?

По большей части ваши вопросы звучат для врача как старая смешная задача про поезд. «Условия задачи: Поезд вышел из пункта А в пункт Б со скоростью сто двадцать километров в час и будет в пути восемь часов и тридцать минут. Вопрос: сколько лет машинисту?»

Вот именно так звучит для меня вопрос, который мне задали тут совсем недавно: «если я поставлю два имплантата сверху справа, то сколько лет они простоят?» Какой вообще можно ожидать ответ на такой вопрос?! Я же не Кашпировский, и не экстрасенс, угадывать по интернету не умею.

При всем при том интернет-медицина сегодня реально существует. Но это уже тема следующей статьи.