На Московском финансовом форуме глава ВТБ Андрей Костин озвучил инициативу, которая привлекла широкое внимание: освободить от налогов граждан с низкими доходами. По его мнению, достигнутая экономическая стабильность и профицит бюджета создают возможность для адресной поддержки наименее защищённых слоёв населения.
Автор статьи, не являясь экспертом в финансовой сфере, отмечает личную заинтересованность в теме налогообложения и пенсий, поскольку она касается как его родителей, так и его собственных планов по переходу в статус самозанятого для оптимизации налоговой нагрузки.
Кто выиграет от предложения?
Основными бенефициарами, безусловно, станут малоимущие граждане. Ирония в том, что это может быть выгодно и банковскому сектору, особенно если у таких граждан есть кредиты. Однако сама идея прогрессивной шкалы налогообложения, применяемой во многих развитых странах, при грамотной реализации способна решать социальные проблемы и стимулировать экономику. Суть предложения — установить необлагаемый налогами минимум доходов, возможно, распространив это правило и на некоторые социальные выплаты.
При этом автор предостерегает от поспешного смягчения денежно-кредитной политики, приводя в пример проблемы европейских банков на фоне низкой инфляции и околонулевых ставок.
Позиция банков в этой истории выглядит беспроигрышной: высвобождаемые у населения средства с высокой вероятностью будут направлены на обслуживание или получение новых кредитов. Несмотря на это, сама идея имеет право на жизнь, однако её практическая реализация в России в ближайшее время вызывает большие сомнения.
Реакция власти и экспертов
Инициатива не получила поддержки со стороны первого вице-премьера Антона Силуанова. Он высказал опасения о цепной реакции: одно смягчение повлечёт за собой другие, что может разрушить достигнутую устойчивость. Автор статьи комментирует это ожидаемо: интересы банкиров и правительства часто не совпадают.
Более реалистичную оценку ситуации, по мнению автора, дал Алексей Кудрин, указав на отсутствие экономического прорыва, снижение доходов населения, сокращение числа предпринимателей и необходимость фундаментальных улучшений в инвестиционном климате, а также в судебной и налоговой системах.
Проблемы и перспективы прогрессивной шкалы
Необходимость введения прогрессивного налогообложения назрела. В качестве примера приводится вариант, ранее предлагавшийся коммунистами: 5% для доходов до 100 тысяч рублей и 13% плюс фиксированная сумма для более высоких заработков.
Однако здесь возникает ключевое политическое препятствие: если малоимущие будут платить меньше, то высокооплачиваемые граждане, к которым относятся и депутаты, — больше. Это плохая мотивация для законодателей принимать соответствующий закон.
Среди экономических рисков — снижение поступлений в бюджет от бюджетников, которые обычно получают официальные, но невысокие зарплаты. В то же время работники коммерческого сектора могут найти лазейки для уклонения от повышенных ставок. Ещё одна проблема — демотивация: резкий скачок налоговой нагрузки при переходе порога (например, с 5 тысяч рублей на 18 тысяч при небольшом росте зарплаты) может убить стимул больше зарабатывать.
Нынешняя плоская шкала проще с точки зрения администрирования и сбора налогов. Зачем усложнять, если столько очевидных проблем?
Большинство стран как-то решили этот вопрос, но у России, как обычно, свой путь. Главный вывод автора: надеяться на государство не стоит, ответственность за своё финансовое благополучие нужно брать в свои руки. При этом важно не упускать положенные льготы, выплаты и налоговые вычеты.
Сам автор делится планами перехода на самозанятость для снижения налогового бремени, обещая рассказать о плюсах и подводных камнях этого решения в следующих публикациях. В заключение он желает читателям, чтобы доходы всегда превышали расходы, и приглашает подписаться на канал.