Поддавшись волне восторженных отзывов, я отправился на фильм «Джокер». Картину называли блестящей, гениальной и взрывной. Однако, выйдя из зала, я почувствовал острую необходимость высказать свою, возможно, непопулярную точку зрения, хотя она и выходит за рамки тематики моего канала.
Давящая атмосфера и тревожная реакция зала
Фильм собрал аншлаги, демонстрируясь одновременно в нескольких залах. С первых же минут он оказывает мощное психологическое давление, которое лишь нарастает к финалу. Создается гнетущее ощущение грязи, пота и крови, возникает чувство близости к психически сломанным людям. Наиболее тревожным было то, что это ощущение не покидало меня в кинозале, где зрители вокруг бурно аплодировали сценам насилия и призывам к убийству, выкрикивая «браво!».
Безупречная игра на фоне сомнительного посыла
Актерская работа, безусловно, высшего уровня. Изобразить столь глубокое психическое расстройство под силу не каждому. Актеры блестяще справились со своей профессиональной задачей — воплотить на экране то, что требует режиссер, будь то трагический псих или что-то иное.
Но вот намерения сценариста и режиссера остаются для меня загадкой. Создается впечатление, что после успеха предыдущих «культовых» проектов и заработанных миллионов, творческий поиск некоторых авторов заходит в тупик, приводя к созданию столь мрачных и однозначных произведений.
Откровенный призыв к насилию: кто и зачем?
Фильм открыто говорит о социальном расслоении и столь же открыто призывает к расправе над богатыми, к грабежам и разрушениям. Здесь нет места метафорам или двусмысленностям — посыл озвучен предельно ясно. Это вызывает главный вопрос: от чьего имени звучит этот призыв? Сами создатели картины явно принадлежат к финансовой элите, которую, следуя логике фильма, следует уничтожить. Выходит, они призывают к расправе над самими собой?
Подмена ценностей: жертва или преступник?
Меня давно смущает тренд, когда киногерои-убийцы и психически нездоровые люди преподносятся как положительные или глубоко трагические фигуры. По логике таких сюжетов, если человека «довели», его преступления будто бы оправданы. Но почему я должен сочувствовать тому, чьим главным «достижением» стало убийство десятков людей? Это опасная подмена понятий, стирающая границы между добром и злом.
Безусловно, проблемы социального неравенства, бедности и ментального здоровья существуют. Но разве выход из ситуации — взять в руки оружие? Не сами ли подобные фильмы, пропагандирующие насилие как решение, калечат психику зрителей и формируют искаженные ценности, усугубляя одиночество и отчаяние?
Ответственность искусства или погоня за хайпом?
Почему бы через искусство не привлечь внимание к необходимости социальных реформ, помощи больным и работы с группами риска? Вместо этого создаются картины, пробуждающие самые низменные инстинкты. Для людей с неустойчивой психикой такой фильм может стать тем самым «знаком», оправдывающим насилие. Зачем стремиться к чему-то, если можно просто «взять пистолет»?
Подобные ленты, на мой взгляд, опаснее прямой террористической пропаганды. Власти легко осуждают «неэтичные» высказывания в сети, но выпускают в массовый прокат откровенные призывы к убийствам — и это считается нормой. Бизнес есть бизнес.
Любая попытка критики или запрета тут же вызовет крики о цензуре и свободе творчества, что лишь подогреет хайп и увеличит сборы. Запрет сделает фильм «культовым» — мечта любого продюсера. Но понимают ли создатели, что в случае реального социального взрыва, «богачами», на которых ополчатся, окажутся они сами? Не величайший ли это цинизм — призывать к бунту против системы, будучи ее самым успешным и обеспеченным продуктом?
Похоже, сегодня на смену чистой прибыли как главной цели пришел хайп, который эту прибыль и обеспечивает. Инстинкт самосохранения, кажется, заглушен погоней за славой и деньгами.
Готовы ли вы с этим поспорить?
