Существует мнение, что между этими двумя напитками основная разница – только в названии. Но развеем это заблуждение и расскажем, чем отличается коньяк от бренди по способу производства и используемому сырью.
Отличительные черты
Если коньяк – это всемирно знаменитый напиток, созданный не столько для опьянения, сколько для наслаждения непревзойденными оттенками вкуса и аромата, то бренди – не более чем «жженное вино» - именно так переводится это слово.
Специалисты используют бренди – как понятие, особенность получения алкоголя, в число которого частично входит и коньяк.
Бренди: виноград и не только
Бренди – понятие более широкое и включает в себя только малое число ограничений, в то время как для коньяка их множество.
Итак, бренди разрешено производить в любой части мира, а не только в устье реки Шаранта. Сырьем для него могут служить:
- виноград любых сортов;
- фрукты умеренного климата (груши, яблоки, сливы и т.п.);
- экзотические для европейца фрукты (бананы, ананасы и т.д.).
Главное – соблюдать технологию производства: вначале превратить фрукты или виноград в вино, затем перегнать его и подержать в дубовой бочке.
Коньяк – выражение благородства и аристократизма
Критерии относительно производства коньяка во Франции соблюдаются неукоснительно. Все начинается с выращивания, выбора сортов винограда и превращения их в сок, чтобы в дальнейшем сбродить, превратив вначале в молодое вино, а затем – в дистиллят двойной перегонки.
Согласно законодательства, коньячный спирт разрешено производить только из четырех сортов винограда, основным является Уни Блан, на который приходится около 85% производства. И – только в пределах четырех субрегионов, расположенных вдоль реки Шаранта.
Различия по основным критериям
Лучшее выражение, характеризующее два вида напитков: «Все коньяки – это бренди, но не все бренди являются коньяками».
Если вникнуть глубже – то хоть cognac и является видом бренди, но он настолько неповторим, а технология его производства – отшлифована до последней детали, что называть его brandy совершенно неправильно. Отличаются эти напитки не только вкусом (более бедным у бренди), но и способом производства.
Особенности и технология производства
Лучше всего этот вопрос можно осветить при помощи небольшой таблицы.
После перегонки наступает еще один крайне важный процесс – настаивание полученного спирта.
Еще по теме: Про изготовление коньячного спирта
Выдержка в бочках, ароматизация
Здесь также немало нюансов, о которых большинство любителей крепкого алкоголя и не подозревают.
Сognac
Настоящий коньячный спирт пребывает в дубовых бочках не менее 30 месяцев, то есть – 2,5 года. На самом деле получается несколько больше – около 2 лет и 8-9 месяцев. Почему так? Отсчет старения (так называется процесс выдержки) исчисляется, начиная с 1 апреля года, следующего за сбором урожая.
А поскольку дистилляция обычно приходится на конец ноября-декабрь, то спирт, залитый в бочки сразу же после дистилляции, успевает там побыть уже месяца три, которые не учитываются.
Еще один вопрос, интересующий любителей коньяка – добавляют ли в него какие-то ингредиенты для улучшения внешнего вида и вкуса? Как утверждают производители, в марочных и коллекционных коньяках нет ничего, кроме коньячного спирта, произведенного по всем стандартам отрасли и веществ, которые перешли в напиток из дубовой бочки. И которые, в конечном итоге, формируют непревзойденные нотки в аромате и во вкусе, за которые коньяк так ценится.
По законодательству Франции, в коньяк разрешено добавлять карамель (жженный сахар) для смягчения резкого вкуса и подкрашивания напитка. И другой ингредиент – спиртовая настойка на дубовой щепе.
Она понадобится в том случае, если коньяк пробыл в бочке недостаточно долго или же бочка использовалась неоднократно и потеряла часть веществ, формирующих вкус. В обоих случаях речь идет о недорогих коньяках, самый младший спирт в которых старел всего 30 месяцев.
И хоть коньяк проходит ассамбляж (смешивание различных сортов с разным сроком выдержки), не стоит надеяться, что в дешевом коньяке есть хотя бы капля 12-20-летнего коньяка. Они формируются из 2,5-5 летних спиртов, которым часто не хватает глубины. Ее и пытаются создать карамелью и спиртовой настойкой.
Справка. Добавок в настоящем коньяке должно быть не более 2% от общего количества.
Brandy
Здесь все намного демократичнее. Напиток, обозначенный как бренди, может быть по своей сути и коньяком, только произведенным без соблюдения всех тех строгостей, что свойственны французским мастерам коньячных дел. Вы ведь прекрасно знаете, что у нас на прилавках магазинов стоят бутылки с надписью коньяк.
Почему же французы до сих пор не «засудили» нас и страны бывшего СССР за то, что мы присваиваем себе их бренд? На самом деле все просто: географическим названием считается слово cognac, его мы на бутылках и не пишем. А коньяк на кириллице как бы и не является нарушением.
Но все же ГОСТ на коньяки у нас существует и предъявляет довольно строгие правила: выдержка не менее 3 лет, ограничение добавок и т.п. Поэтому армянские, украинские, грузинские, молдавские и русские коньяки бывают весьма приятными, и многим нравятся больше французских, поскольку на вкус обычно мягче.
Но возвращаясь к бренди (есть и бутылки, на этикетках которого именно это слово – и не в угоду французам), отметим их особенности:
- могут быть произведены из виноградного или фруктового сырья;
- настаиваются в дубовых бочках от 0,5 года;
- не зря называются «жженным вином», поскольку в большинстве случаев для улучшения цвета и вкуса к напитку добавляют жженный сахар (не всегда лимитировано 2%).
Не удержимся, чтобы не упомянуть знаменитые в мире виды фруктовых бренди:
- Киршвассер – произведен из вишневого сока.
- Кальвадос – яблочный, свежий и приятный для употребления напиток.
- Фрамбуаз – малиновый с удивительным вкусом и запахом.
- Чача (граппа) – бренди из виноградного сока и выжимок.
Стоимость и качество
Хороший коньяк просто не может стоить дешево, учитывая сложности производства: от выращивания «солнечной ягоды» до старения в бочках. А коллекционные варианты напитка, в которых может быть коньячный спирт 70-100 летней выдержки и вообще стоят состояние.
Бренди же (к которым мы причислим и коньяки, произведенные в СНГ) имеют демократичную цену, а значит – широко доступны населению. Поэтому советуют тем, кто хочет научиться ценить их вкус, начинать дегустации с недорогих напитков, чтобы в итоге выбрать то, что вам и вашему кошельку будет наиболее приятно.
Советуем почитать: Если сравнить коньяк и водку?
Помните. Бренди – это не всегда плохо, а коньяк – хорошо. Много недорогих напитков, сделанных «с умом» порадуют гармоничностью вкуса и прекрасным послевкусием.
Пробуйте, экспериментируйте и рекомендуйте статью друзьям в соцсетях.