Зачем Э.Рязанов уговаривал И.Смоктуновского?

Зачем Э.Рязанов уговаривал И.Смоктуновского?

Режиссер Эльдар Рязанов немного времени отводил своей славе. «Мой зритель уже умер», - с грустью цитировал любимого Феллини. И добавлял: это ужасная правда. Это ужасная неправда, Эльдар Александрович... Юмор, как и женщину, возраст не красит. Рязанов иногда говорил афоризмами. Как вам такой: «Андерсен - кипяток со льдом и перец с вареньем»? Или: «Лояльность и сделки с совестью ценятся очень высоко». Афоризмами говорят только те, кому есть что сказать.

Он научился читать в три года. Подобно гоголевскому Петрушке, ему нравился процесс - как буквы складываются в слова. Лет в четырнадцать понял, что нет на свете занятия лучше, чем писать книги, и решил стать писателем. А стал кинорежиссером. Его педагогом во ВГИКе был знаменитый Григорий Козинцев. На самого юного своего студента - Рязанова приняли шестнадцати лет от роду условно - посматривал с удивлением и недоверием. Элик сомнения мастера подтверждал: во-первых, ничего не знал о кинематографе, во-вторых, мастерски писал «под Маяковского», «под Чехова» и даже «под Надсона», в-третьих, на занятиях по физкультуре, когда однокурсники бежали круг, почему-то все время мчался им навстречу.

Наконец, сочинял странные мелодраматические истории, как, например, молодой гениальный танцор, возвращаясь после громкой премьеры домой, попадал под трамвай, ему отрезало обе ноги, а дома юношу ждала старенькая больная мама, купившая у спекулянтов для единственного сына дорогущие ботинки. Элик представлял, как все будут утирать слезы, хвалить автора... Но однажды Козинцев сказал: «Нам придется расстаться, мы отчисляем вас из института. Вы слишком молоды». На что юный наглец парировал: «Когда вы меня принимали, я был на два года моложе. Вы могли бы это заметить уже тогда». Сраженный убийственной логикой, Григорий Михайлович согласился: «Тоже верно. Черт с вами, учитесь!»

Исправимый лгун.

Он начинал в документальном кино. К правде оно никакого отношения не имело: Рязанов, по его собственным словам, лакировал жизнь для киножурнала «Новости дня». Как-то снимая сюжет о нефтяниках, заставил покрасить фасад местного магазинчика - уж больно непрезентабельно тот выглядел. А на экране все должно быть красиво. В другой раз его не устроила мебель в квартире героя труда - очень уж старая. Вдвоем с оператором они перетащили хорошую от соседей. К чести молодого режиссера, всех этих манипуляций он стыдился, потому и действовал по ночам. Был у Эльдара Александровича серьезный недостаток - он патологически не умел врать.

Зачем Э.Рязанов уговаривал И.Смоктуновского?

В 1989-м его выдвинули от «Мосфильма» кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Это льстило невероятно, но народный любимец сам не ведал, на что себя обрекает. Избиратели дали ему наказ: в случае избрания депутатом закрыть три экологически вредных завода. Рязанов тут же пообещал их не просто закрыть, а взорвать! Народ шутку не оценил и потребовал построить метро, асфальтовую дорогу, школу, детский сад... «И я, - рассказывал режиссер, - вспомнил замечательную фразу из старого протазановского фильма: «Самое главное в профессии вора, а также святого - это вовремя смыться...»

Клевета и пропаганда.

Всесильный директор «Мосфильма» Иван Пырьев его «насильно загнал в комедию». Сначала буквально заставил снимать «Карнавальную ночь». Потом сказал: «Драмы - у нас их сотни - все снимать умеют. Не будь дураком, Рязанов, делай, что получается и что доступно немногим».

У советских начальников комедия считалась чем-то вроде осетрины второй свежести. Гайдая при жизни великим никто не называл, хотя его фильмы смотрели все. Рязанов в опальные художники себя не записывал, но доставалось ему изрядно. В Госкино прорабатывали: зачем сказал, что на Украине его фильмы показывают только в двух городах - Одессе и Севастополе? На экран не выпускали: серый кардинал Михаил Суслов «Человека ниоткуда» назвал «фильмом не оттуда», лента пролежала на полке 28 лет.

Идиота Огурцова из веселой и бесшабашной «Карнавальной ночи» сочли спекуляцией на тему борьбы с бюрократизмом. За фильм «Берегись автомобиля» вместе с Рязановым досталось и Смоктуновскому - за романтизацию образа вора. «Старики-разбойники» - клевета на органы юстиции, «Дайте жалобную книгу» - на работников общепита. Против «Гусарской баллады» выступала министр культуры Фурцева, усмотрев искажение русской истории в том, что Кутузова сыграл комик Игорь Ильинский.

Над лентой «О бедном гусаре...» чиновники долго ломали голову: нет ли там нежелательных ассоциаций «с проверкой Советской армии органами КГБ». На «Иронию судьбы» пытались навесить ярлык «пропаганда пьянства». А Рязанов никогда ни за что не агитировал. И огорчался, читая в рецензиях, что «Небеса обетованные» пронизаны антикоммунистическим духом. Объяснял: «Это просто-напросто естественная реакция организма».

Расписка.

Режиссер утверждал, что когда работает - не болеет. В 1986-м после микроинсульта он оглох на одно ухо. Врачи мучили обследованиями, анализами и вынесли приговор: «Никакого кино!» А Рязанов был убежден: человек может и должен командовать собственным организмом - тот посопротивляется и выздоровеет. Или, шутил, помрет.

Несмотря на запреты врачей, начал снимать «Забытую мелодию для флейты». Он, как и в юности, снова бежал против потока. И остановить его было не под силу никаким обстоятельствам. Неслыханное дело: Рязанову, пожалуй единственному в истории режиссеру, удалось получить от знаменитого актера расписку, что тот будет сниматься в его фильме: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля».

Уговорить Иннокентия Михайловича, который в то время по пятнадцать часов в сутки работал над ролью Ленина сразу в двух фильмах, было почти невозможно. Но нужно знать Рязанова: не привыкший сдаваться без боя, он отправился под Ленинград, на дачу актера. Тот, увидев в дверях человека в насквозь промокшем плаще, не сразу понял, кого принесла нелегкая. Жена Смоктуновского встретила гостя неприветливо. И все же Рязанов добился своего: роль благородного вора Юры Деточкина стала одной из лучших в биографии великого актера.

Пока Ширвиндт покупал шампанское.

Рязанов не боялся идти против течения. Уж как его били за Барбару Брыльску: неужели среди советских актрис не нашлось героини? Премьеры «Иронии судьбы» режиссер ждал полгода. Телевизионные начальники были единодушны: это показывать советскому народу нельзя! Если бы не Брежнев, которому фильм очень понравился, лежать бы «Иронии...» на полке. «Вы говорите, что это рождественская сказка для взрослых. У нас нет рождественских сказок, мы не отмечаем религиозные праздники. Следует говорить «новогодняя сказка», - внушало режиссеру руководство. Ну да - сказка.

Дело было в середине 1990-х. Как-то после встречи со зрителями Рязанов получил записку: «Я хочу рассказать вам невероятную историю. Моя приятельница решила распрощаться с жизнью. Купила бутылку коньяка и несколько пачек люминала, сделала прическу, маникюр, надела самое нарядное платье - хотела быть красивой и после смерти. Все это она делала совершенно спокойно и сознательно. Подготовилась, села в кресло, включила телевизор. А на экране Ширвиндт покупал в палатке бутылку шампанского - как раз самое начало «Иронии судьбы»... Это было в 1978 году. Моя приятельница жива до сих пор».

Шмель и шабаш.

«Жестокий романс» вызвал шквал разгромных рецензий. Рязанов называл это «проработочным шабашем». Критики обвиняли режиссера в опошлении классики, в апологии сладкой жизни (интересно, как они отреагировали бы, если бы узнали, что, когда съемочной группе задержали зарплату, Никита Михалков пошел на охоту и несколько дней все ели добытое им мясо дикого зверя. «Опять жеребцует!» - смеялся Рязанов); упрекали за выбор актрисы на главную роль: «Так и остается неясным, чем именно Лариса вызывает всеобщий восторг мужчин».

Зачем Э.Рязанов уговаривал И.Смоктуновского?

Отдельные претензии были к музыкальной части фильма: ладно, поет героиня - она и в фильме Протазанова пела. Но ведь и Паратов, хлыщ и совратитель, запел про мохнатого шмеля! Мало кто знал, что слова романса «Я, словно бабочка к огню...» написал сам Рязанов, - а то досталось бы ему еще и за неодолимое стремление «в любовь - волшебную страну».

Особенно бесчинствовала «Литературная газета», на протяжении полутора месяцев посвящавшая фильму гневные статьи. Зрителям же «Романс» понравился, получил он призы и на международных кинофестивалях. А Рязанов, человек по природе не мстительный, своего самого злого критика увековечил в одном из следующих фильмов, дав его имя отрицательному персонажу.

Эльдар Рязанов и его чудовища.

Рязанов любил актеров, которых снимал: «Они мои соратники». Что, впрочем, не мешало ему порой устраивать на площадке настоящий разнос. Однажды он в гневе швырнул в кусты мегафон - с трудом нашли. Случалось, что переносил на актеров свое отношение к персонажам, которых они играли. В фильме «Дорогая Елена Сергеевна» снимались совсем молодые Наташа Щукина, Дмитрий Марьянов, Федор Дунаевский и так натурально выглядели в роли подонков, что Рязанов невольно начал их ненавидеть. Дома долго не мог уснуть - болело сердце: «Какой ужас жить в таком обществе, среди таких чудовищ. Что будет со страной?»

Факты про Эльдара Рязанова.

Родители Эльдара Александровича некоторое время работали в советском торгпредстве в Тегеране, поэтому сына назвали восточным именем.

Рязанов был трижды женат.

В первом браке с режиссером Зоей Фоминой родилась его единственная дочь Ольга.

Свою книгу «Неподведенные итоги» режиссер посвятил второй жене - редактору «Мосфильма» Нине Скуйбиной. Любовь к ней вдохновила его на создание фильмов «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих».

После выхода фильма «Гараж» Рязанов получил от зрителей более 3000 писем.

В середине 1980-х Эльдар Рязанов обращался в ЦК с просьбой разрешить экранизацию «Мастера и Маргариты», но получил отказ.

Видео с Эльдаром Рязановым:

=======================================================

??? Чтобы в курсе оставаться не ленитесь ПОДПИСАТЬСЯ️!