Марк Захаров – режиссер, построивший свой театр.

Марк Захаров – режиссер, построивший свой театр.

Марк Захаров – режиссер, построивший свой театр. Буквально, с нуля по кирпичику. Из Театра Ленинского комсомола, его театр обрел имя «Ленком», и теперь это имя звучит само по себе. И ни коим образом не относится к комсомолу.

Не хочется говорить, что «был», но театр – это всегда мимолетное искусство.

Как театральный режиссер, он вошел в когорту немногих режиссеров. Их по пальцам можно пересчитать.

Товстоногов, Эфрос, Любимов, Фоменко.

И, наряду с Петром Фоменко он был одним из наиболее удачливых театральных режиссеров, которые нашли себя в кинематографе.

Фильмография Марка Захарова не большая, фильмы можно по пальцам пересчитать. Но каждый из этих фильмов стал вехой, и каждый из этих фильмов вошел в историю.

Причем, два первых фильма – это, как модно выражаться, римейки. Причем, римейки недавно прогремевших фильмов.

Хотя, это не римейки, а новое сценарное и драматургическое прочтение материала.

И мне кажется, что Андрей Миронов – это лучший Остап Бендер. По крайней мере, на сегодняшний день.

Гайдай имел право выражать свое мнение. Но последнее слово было за зрителями. Они трактовку Захарова приняли. И это трактовка прошла проверку временем.

А «Обыкновенное чудо» и вовсе заслонило первый фильм, кстати, неплохой.

Затем был «Дом, который построил Свифт» - фильм сложный и не самый зрительский. Это был фактически эксперимент. На мой взгляд, самый интересный фильм Захарова.

И «Тот самый Мюнхгаузен» после которого барон Мюнхгаузен стал ассоциироваться не с бароном Распэ, а с бароном, придуманным Григорием Гориным. А Олег Янковский вошел в историю кино, как Мюнхгаузен. Понятно, что были в его фильмографии и другие сильные роли, но почему –то хочется ассоциировать актера именно с этим образом. И барон вовсе не враль, а просто человек, который делает жизнь ярче. Он – философ и мудрец.

И была порезанная «Формула любви», которая из двухсерийного фильма превратилась в односерийный с его знаменитым музыкальным номером.

И был «Дракон». Фильм страшный и пророческий. Ушедший даже от литературного материала. У Щварца, Дракон с аллюзией на Гитлера. У Захарова и Горина все глубже. И грустнее.

Фильм «Убить дракона» провалился в прокате 1988 года, но сейчас этот фильм выглядит современной классикой.

К сожалению, первый телеспектакль режиссера по Гашеку был запрещен. Он вышел в 1968 году, когда Чехословакия ассоциировалась совсем не с Гашеком.

И совсем уж любопытный факт, в первом фильме Марка Захарова «Стоянка поезда – две минуты» впервые прозвучал с телеэкрана голос Аллы Пугачевой. Произошло это за четыре года до «Иронии судьбы…». Позднее, Пугачева станет соседкой Захарова. И своими гулянками принесет ему много проблем.

Марк Захаров получил звание «Народного артиста» намного позже своих ведущих актеров. Хотя, мог бы и раньше.

Его театр абсолютно живой. Хотя, он и занял уже свое место в истории.

Такие люди, как Захаров уходят, но дела их остаются. НАВСЕГДА.

Светлая память…