Жизнь и музыка Майкла Крету. Глава двадцать первая (последняя).

Всем привет! Вы на "Музыкальном лайнере времени"! Что ж, вот и подошли мы к последней главе в нашем путешествии по миру Крету. Честно сказать, я очень рад, ибо на пути было много препятствий, преодолевая которые я думал, что не дойду до конца. Поэтому я взял перерыв в две недели, ибо я работал непрерывно почти каждый день (не стоит забывать о десятках других проблем дня). Но, как говорится, конец близок. Сегодня последняя, двадцать первая глава. Мне это приятно ещё потому, что мой день рождения приходится на 21 число. По факту я собирался закончить цикл в конце мая, чтобы начать лето, что называется, "с чистого листа". Но, как видите, не удалось. Ничего, особо это непринципиально.

Итак, в 2011 году активность Крету резко пошла на спад. Вышел клип на MMX (The Social Song) и Making of видео, посвящённое синглу. Это были единственные релизы 2011 года. Сандра в это время вернулась к Хуберту, и было объявлено о работе над новым студийный альбомом (это был Stay In Touch). Но что же Крету? Крету молчал.

Это молчание длилось несколько лет. Единственный "звонок" от Крету поступил в 2013 году, когда на Youtube появилась Demo song Энигмы. Длилась запись всего лишь 1 минуту, но даже такая короткая композиция оказалась на редкость удачной. Крету явно собирался писать Enigma 8. Но что-то у него ничего не получалось.

Молчание закончилось в 2015 году. 19 марта на странице Майкла в Facebook появилось сообщение, в котором говорилось, что начата работа над восьмым альбомом Энигмы. Поклонники ликовали, ведь это означало, что они наконец получат новый альбом. Но нужно было надеяться на то, что Крету сможет сохранить идею и закончит альбом. Эти надежды подтвердились 19 января 2016 года, когда появилось видео, из которого поклонники поняли - альбом будет завершён (хотя три композиции к тому моменту ещё не были закончены). Официально анонс альбома произошёл 8 августа. Релиз состоялся 11 ноября.

Почему же произошла такая большая задержка (как символично, что восьмой альбом появился спустя 8 лет!)? Крету позднее признался, что работа над E7 его опустошила. Ну, это немудрено, он написал для альбома 60 композиций, большая часть композиций остались неиспользованными. Крету старел, и промежуток в 3 года уже не подходил для обновления идей. Поэтому Крету решил взять перерыв. Всё-таки он создал к тому моменту 7 альбомов Enigma, каждый из которых был уникальным культурным явлением. Соответственно, чем больше было альбомов, тем сложнее становилось придумать новый. Поэтому Крету (всё-таки в 2015 году ему было 58 лет) долго придумывал новую концепцию. Он твёрдо решил для себя, что должен сделать что-то совершенно новое. Однако то, что у него получилось, стоило многолетнего молчания.

Вот уже около два года к тому моменту Крету был знаком с одним очень известным человеком. Звали этого человека Михаэль Кунце.

Михаэлю к тому моменту было уже 72 года. Он был известнейшим немецким писателем, поэтом, либреттистом. Вы спросите, а как получилось, что писатель напрямую помог музыканту? Всё просто, Михаэль ещё и поэт-песенник, музыкальный продюсер, с 80-х годов он работал в жанре мюзикла. Так что теперь всё встало на свои места. Крету предложил Кунце написать историю, которая ляжет в основу E8. Кунце согласился и стал создавать "сценарий". С этого момента The Fall Of A Rebel Angel стал концептуальным альбомом, альбомом-притчей. Вот как описал начало задумки сам Кунце:

"Простой человек, который однажды просыпается и обнаруживает себя чужим в жизни, которой он жил много лет".

Герой начинает путешествие с целью поиска новой жизни. Именно это путешествие и описывается в альбоме. Не совсем, правда, понятно, о каком падении какого ангела говорится в названии. Вполне возможно, что протагонист истории и является этим самым восставшим ангелом. Однако многие фанаты высказали теорию, что под восставшим ангелом Крету подразумевал себя. В доказательство приводилось высказывание Крету о том, что альбом будет наиболее близок к первому альбому Энигмы. В этом высказывании явно чувствовалось раскаяние в том, что Крету фактически уничтожил изначальный проект Enigma, превратив его исключительно в поле для экспериментов, которые особой пользы не принесли как Майклу, так и самой Энигме. Поэтому "Падение восставшего ангела" - это падение Крету, решившего менять Enigma по собственному усмотрению. Это одна из трактовок названия альбома. Каков настоящий смысл - это ещё одна загадка от Крету.

Стоит сказать, что в процессе работы над альбомом Крету сотрудничал не только с Михаэлем Кунце. Его полноценным творческим напарником был Вольфганг Бельтраччи. Он был известным художником (лучше сказать, скандально известным, ибо рисовал картины и продавал их как подлинники известных художников; в 2010 году он был арестован и осуждён на 6 лет щадящего режима). Для Крету Вольфганг нарисовал обложку альбома. Но когда Майкл и Вольфганг разговаривали насчёт обложки, Крету предложил нарисовать картины, иллюстрирующие каждый трек. Вольфганг согласился. Он вслушивался в музыку и представлял каждый цвет, который появится на рисунке. Так появились 12 изображений к альбому. Что же до самой обложки, то она заинтересовала лично Крету. У Вольфганга были изображения ангелов, он ими очень интересовался, ибо после школы много лет работал с отцом в церквях. Изображение с альбома висело у Вольфганга в студии, и Крету им заинтересовался. Вольфганг немного подправил его, и получилось то, что мы имеем. Альбом The Fall Of A Rebel Angel был завершён.

Сюжет истории, легший в основу альбома, подробно был описан в других дисках, вышедших вместе с альбомом. Это один и тот же сюжет, просто он рассказывается на нескольких языках. Подробно расписывать его я не буду, для этого можно выделить отдельную статью. Те, кто понимает английский, может спокойно слушать диск 2. Диски 3 и 4, что называется, на полиглота.

Стоит сказать, что в ходе работы над альбомом Крету сотрудничал с несколькими музыкантами. Рут-Энн Бойл, Fox Lima и Эндрю Дональдс привлечены не были, Крету отпустил их в свободное плавание. Для альбома он решил использовать совершенно новых вокалистов, которые раньше не привлекались к записи пластинок. Так Крету смог сотрудничать с Ангун, индонезийской певицей и Марком Джошуа, который, как мы помним, привлекался к работе над MMX (The Social Song) как один из победителей конкурса вокалистов, отбиравшихся фанатами. В первом треке слышен голос Nanuk, как мы помним, это сильно засемплированный голос Сандры. Был также привлечён британский электроник дуэт Aquilo.

Anggun.

Теперь к самому альбому. Как мы уже знаем, вышел он 11 ноября 2016 года. Вышел он аж в четырёх редакциях. Стандартная включала в себя диск с альбомом, 28-страничный буклет и 12 рисунков от Бельтраччи. Двухдисковое издание включало диск с аудиоверсией истории, легшей в основу альбома. Было супер-делюкс издание (оно вышло ограниченным тиражом, оно включало подписанную фоторамку и онлайн-контент. Наконец было ещё и издание альбома на виниле, оно также включало иллюстрации от Бельтраччи и буклет. Такой вот большой подарок для фанатов. Скажем сразу о коммерческих показателях альбома. Выпущен он был без особого ажиотажа. Однако результата он добился вполне себе неплохого. Он взлетел на 1 место в US Top Dance/Electronic Albums (Billboard), 8 место в Новой Зеландии, 10 место в Германии, 19 место в Чехии и Швейцарии, 24 место в Австрии и 23 место в Польше. В других странах результат был хуже. На этот раз каких-либо сертификаций (платина, золото) не было. Однако и без них результат впечатляющий, что называется, Крету сумел удержать планку. Однако реакция фанатов была двойственной. Многие критиковали альбом за минималистический саунд и отсутствие каких-либо прогрессивных аранжировок. В этом плане фанаты правы, альбом не похож на другие творения Крету. Он написан при помощи современных музыкальных средств, очень часто там доминирует "скрипучая" перкуссия, которая так часто применяется почти всеми современными "музыкантами". На этом фоне он звучит прогрессивнее, чем другие пластинки. Но всё-таки большинство фанатов его подвергли критике. Что же там такое было?

Начинается альбом с классического интро и "горна Энигмы". Интро звучит довольно свежо, оно очень напоминает утренний восход и атмосферу свежести, когда ты только проснулся, и природа обволакивает тебя. Такая свежесть объяснима, ведь по сюжету здесь герой просыпается. Потом мы слышим голос Nanuk, и тональность меняется, появляется некое чувство тревоги, будто что-то движется не так. Темп жизни движется не так. Интро постепенно спадает. Появляется следующий большой трек - The Omega Point. Что это такое - точка Омега?

Это теологический термин, введён он был французским философом и теологом Пьером Тейяром де Шарденом. В концепции де Шардена точка Омега - это высшее состояние, до которого должна дойти эволюция Вселенной. Точка Омега сформируется тогда, когда в ходе развития сознания и материальных форм развернётся ноосфера, и из совокупности всех человеческих сознаний появится некое высшее существо - Омега. Точка появления этого существа и будет называться точкой Омега. Как видим, Крету продолжил использовать разнообразные источники вдохновения, чтобы создать композицию. Хотя сказать, что у него получился шедевр, к сожалению, нельзя.

Начинается The Omega Point с последовательности всего двух аккордов - субдоминанта и тоника. Звучат они довольно уныло. Фон композиции формируется постепенно, отражая (если следовать определению точки Омега) эволюцию Вселенной. Затем появляется спокойный темп с характерной трескучей перкуссией. Потом опять появляется только синтезатор (излюбленный приём Крету в Энигме - ослабление трека и затем резкое его усиление). Потом, как уже можно понять, происходит усиление трека. Потом остаётся один синтезатор, и композиция затухает. Начинается следующая композиция - Diving. Это спокойная баллада. В ней можно услышать знакомые нам композиции. Так там есть фрагмент из начальной композиции Le Roi Est Mort, Vive Le Roi (фрагмент, когда Луиза Стенли говорит "Things are changing...). В середине есть вокальное вкрапление из Rivers Of Belief (And when the Lamb opened the seventh sela silence...covered the sky). Вторая часть композиции в семплирует Deja Vu из Enigma 7 (по сути это та же композиция, просто оставлен только фон, и убраны ударные). Так композиция красивая. Явно видно, что Крету вновь обращает внимание фанатов на прошлые свои творения.

Далее начинается песня The Die Is Cast. Исполняет её Марк Джошуа. Крету очень понравился голос Марка, и он захотел раскрыть его потенциал на все 100%. Что же до выражения, лешего в основу названия, то это фраза, приписываемая римскому полководцу Гаю Юлию Цезарю. Переводится она "Жребий брошен!", и по преданию, Цезарь произнёс её, переходя речку Рубикон. Правда, исторического контекста в песне мало. Т.е. как мло. Нет совсем. Не о Цезаре здесь песня. Кстати, тут можно заметить самоповтор Крету. В песне слышен "доплеровский съезд" - звук, напоминающий быстрый пролёт чего-то большого. Аналогичный приём Крету уже применял в Knocking On Forbidden Doors и Hello+Welcome. Почему он решил применить его вновь? Возможно, чтобы опять же сделать отсылку на предыдущие свои творения в рамках Enigma.

В остальном же песня звучит на высоте. Трескучий хай-хэт доведён здесь до предела.

Обратите внимание: Жизнь за айфон. Мода или болезнь.

Создаётся атмосфера, будто мы плывём на корабле, а треск - это треск корпуса и канатов. Голос Джошуа звучит великолепно. Видно, что Крету постарался. Далее идёт композиция Mother. На этот раз мы сталкиваемся с приятной и спокойной композицией. Она по духу отсылает нас во времена Seven Lives Many Faces. Не исключаю возможности, что песня (без вокала Anggun, конечно) была одной из тех 60 композиций, написанных Крету для седьмого альбома Энигмы. В Mother нет трескучего хай-хэта, всё идеально сбалансировано.

Далее идёт композиция Agnus Dei. Название композиции с латыни переводится "Агнец божий". Так христиане часто называют Ииусаса Христа после того, как он был распят на кресте. Композиция снова отсылает нас во времена старой Энигмы. В ней Крету снова применяет комбинацию из двух аккордов - субдоминанта и тоника, а также классические элементы Enigma - реверс ударных из композиции Мадонны Justify My Love, а также женские вздохи (не уверен, тут скорее всего, вздыхает Ангун, хотя семплирование вздохов Сандры тоже не исключено). Композиция звучит довольно грозно, мне почему-то представляется ночная погоня в городе с вертолётом, разбитыми машинами, 300 км/ч и т.д. Крету, разумеется, держал в голове совсем другой сценарий. В конце композиция резко меняет тональность. Теперь там преобладают трагичные ноты. В самом конце слышен колокол из собора. И мы оказываемся в очень интересной композиции.

Это Sadeness (Part II). Многообещающее название, не правда ли? Композиция была выпущена как сингл, предваряющий релиз альбома, 10 октября. Она была доступна в цифровом варианте для тех, кто сделал предзаказ альбома. В чарты песня не попала. Ну, теперь касательно самой песни.

От оригинальной Sadeness здесь осталось...ничего. Серьёзно, это лучше назвать псевдо-сиквелом. Правда, томный голос Ангун местами по женственности похож на голос Сандры. Присутствует хор, но он просто тянет одну ноту. Нет тех длинных молитв типа In nomine Christi, amen. Зато есть другой элемент, который определяет ритм песни. Это токката и фуга ре-минор Иоганна Баха. Мы помним, что Крету несколько раз применял эту композицию в своих творениях. Если конкретно, то это было в Rivers Of Belief (The Returning Silence) и Hello+Welcome в версии сингла. Но тогда это были короткие интро. Здесь же одни и те же ноты из вступления повторяются на протяжении всей композиции. Надо сказать, Крету органично вписал их в темп. Но тем самым он немного извратил токкату. Многие об этом заявляют. Хотя, как по мне, а что можно взять на замену токкате? Согласитесь, она подходит для Sadeness (Part II).

На композицию был снят довольно загадочный клип в серых тонах.

Да, я забыл сказать, что вторая часть повторяет первую в том, что в ней в тексте также есть обращения к маркизу де Саду. Всё, на этом сходства заканчиваются.

Мы погружаемся в следующий трек - Lost In Nothingness. Композиция на этот раз полностью лишена ударных. Чем-то в этом плане она напоминает Weightless из Voyageur. Хотя там ударные всё-таки присутствовали. Здесь же полное погружение в космос, в мир эмбиент-музыки. Не шедевр, но достойна похвалы. Для релакса, что называется, подходит.

Далее идёт композиция Oxygen Red. Тут Крету явно выстрелил не в ту сторону. Трек написан явно с уклоном в сторону популярной клубной музыки. Повсюду трескучие хай-хэты, сложно разобрать, что за текст исполняется на бэк-вокале. Такое ощущение, будто и не Крету писал это. Из колеи выбивается явно. Поэтому движемся дальше.

Десятым треком является Confession Of The Mind. Это медленная композиция, вновь в ней доминирует тема релакса. Я заметил, что на альбоме инструментальные композиции звучат лучше, чем треки, созданные с уклоном в сторону танцевальной попсы. Это применимо к Mother, это применимо и к Confession Of The Mind. Хотя Mother явно лучше, чем Confession Of The Mind. Но не намного. Под конец трек набирает силу. Между прочим, может показаться, что там снова фигурирует фуга ре-минор Баха. Но это не так. Прислушавшись, я понял, что это полностью созданная Крету партия, просто она стилизована под шедевр Баха. В общем, можно лечь и расслабиться, привести в порядок мысли.

Далее идёт композиция Absolvo. По духу она напоминает Confession Of The Mind. Такой же релакс, расслабление, спокойствие. Всё выверено, хорошо сбалансировано. Поэтому останавливаться на этом треке не будем. Завершающей композицией является Amen, выпущенный 18 ноября 2016 года, через неделю после выхода альбома, синглом. В чарты он не попал. Хотя звучит он просто сногсшибательно. Во многом это новая Return To Innocence. За исключением, разве что, тайваньского песнопения, его в Amen нет. Aquilo спели песню на высоте, выложились на 100 процентов. Хотя тут и Дональдс отлично сработал бы, его голос тоже по окраске подошёл бы. Ну, это уже решение Крету. Он заявил, что по итогу был очень доволен записью, назвав её одной из самых лучших записей в своей творческой карьере. К песне также был снят видеоклип.

На этом альбом завершился. Ну, что можно сказать? Крету явно постарел, и поэтому вечно держать установленную планку он не мог. В некоторых местах это явно заметно. Восьмой альбом Энигмы на первый взгляд кажется каким-то унылым произведением, явно не руки Крету. Но это лишь при первом прослушивании. Если начнёшь прослушивать снова и снова, альбом откроется тебе. И откроется глубина звука. Так что Крету вновь постарался. Всё-таки 8 лет стоили того. Хотя, повторюсь, в некоторых местах Крету всё-таки сдал. Но это уже в силу возраста. Ибо на момент релиза The Fall Of A Rebel Angel маэстро было 59 лет.

Выпуск альбома как обычно сопровождался выходом EPK. Но на этот раз это не были сухие вопросы, всплывающие на экране. Крету сам рассказывал об истории альбома, придумывании истории. Его рассказ дополняли Михаэль Кунце, Вольфганг Бельтраччи и Ангун. Благодаря тому, что все они говорили в среднем темпе, тот, кто владеет среднестатистическим английским, свободно поймёт их (в отличие от прошлых EPK, где Крету говорил быстро и местами понятно лишь для англичанина).

Восьмой альбом Энигмы фактически стал последним крупным релизом Крету на сегодняшний день. В мае 2017 года в рамках своего 60-летия Майкл появился в одной немецкой телепередаче, где 22 минуты шёл разговор о его творчестве. К сожалению, разговор шёл на немецком, поэтому сказать, о чём они говорили, я не могу. Если кто-то владеет немецким языком и может понять их речь, напишите об этом в комментариях!

Далее всё вернулось на круги своя. Майкл зажил тихой жизнью. Он и сейчас живёт спокойно в Мюнхене. Новых проектов он не заводит. В Интернете гуляет музыка некоего проекта Shinnobu, который многие приписывают Крету. Во многом это происходит из-за того, что в альбомах фигурирует слово Enigma. Но это не проект Крету. Это проект, производный от стиля Крету. Фактически это эпигон Энигмы. Надо сказать, звучит музыка отлично, не хуже, чем у маэстро Крету. Автором проекта является Синобу Фернандес из Коста-Рики. Как видим, Крету здесь не замешан.

Сегодня Крету - это уважаемый человек. Он ведёт тихую и незаметную жизнь. Многие могут его не узнать при встрече на улице, хотя его роль в музыке трудно переоценить. Порой эта скрытность не очень нравится фанатам. Так в прошлом году Enigma отмечала своё тридцатилетие. Поклонники ожидали чего-то нового от Крету. Нового сингла, нового альбома. Но...ничего не появилось. Вернее появилось. Небольшое интервью. К сожалению, на Ютубе его нет, оно есть в вк в сообществе, посвящённом Enigma. Оставлю ссылку, чтобы можно было посмотреть его. На этом фоне даже 25-летие Энигмы отмечалось больше, когда Крету, работавший в тот момент над Е8, запустил сайт, посвящённый "моментам" Энигмы. Сайт, кстати, до сих пор работает, на нём люди делятся тем, как Enigma изменила их жизнь, сделав её чуть-чуть лучше. Кому интересно, можете глянуть.

Из интервью же 2020 года можно было узнать прискорбную новость - девятого альбома Энигмы не будет. Вот так, исписался Крету. Свежие новости, правда, поступили относительно недавно, в конце мая. 23 июля выйдет полное собрание всех виниловых пластинок с альбомами Энигмы, а также сборник LSD. Крету продюсирует релиз. Так что не всё кончено. Быть может, он ещё соберётся с силами и выпустит хотя бы новый сингл, который завершит всю активность Энигмы. Кто знает. Сейчас всё зависит исключительно от него самого. Поживём, увидим..................

Всё зависит от него самого.

На этом, друзья, наш цикл, посвящённый разбору жизни и творчества Майкла Крету закончился. Я очень благодарен тем, кто помогал мне на протяжении всей работы, делился интересными фактами, дополнявшими цикл (так отдельную благодарность выражаю Кириллу Платонову, который в последних статьях давал особо полезные комментарии, раскрывая тонкости "мира Энигмы"). Друзья, вы реально поспособствовали тому, что этот цикл был завершён! Так что спасибо вам всем! В ближайшее время выйдет "Путеводитель по "Жизни и музыке Майкла Крету"", где будут ссылки на все части цикла. Так в нём будет легче ориентироваться. Путеводитель выйдет в ближайшие дни. Пока что подождите. Ещё раз всем спасибо. Если у вас есть, что добавить, пишите об этом в комментариях! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь публикацией с друзьями! До скорой встречи!

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Жизнь и музыка Майкла Крету. Глава двадцать первая (последняя). .