"Русские сезоны" длиной в жизнь

Несколько тёплых слов и краткая уникальная видеозапись покажут, что за человек был гениальный продюсер и прирождённый импрессарио, великий популяризатор искусства, Сергей Дягилев.

146 лет назад Сергей Дягилев появился на свет. Он родился в Новгородской губернии, где служил его папа. А ещё раньше – Лермонтов. Переехали в Петербург. Но - долги заставили семью отправиться в Пермь - ужасное понижение. Посему Сережа вырос с комплексом пермского, уральского простака, незаслуженно удаленного от Петербурга. С мечтой о недостижимом прекрасном живет молодой человек. Безумная тяга к искусству выражается в спектаклях и концертах на дому, прозванном “пермскими Афинами”.

К моменту рождения Дягилева появляются в изобразительном искусстве передвижники, в поэзии - Некрасов, в критике - Стасов, с их публицистическим, прежде всего, информирующим искусством. Но время проходит и становится ясно, что одним изобличением пороков и проблем общества задач не решить. И вот в этот момент и рождается Дягилев.

Не из-за того ли, что не было мамы (она умерла вскоре после родов), а лишь потом была мачеха, – ощущение, что надо доказывать то, что ты чего-то стоишь, интересничанье, которое многие потом принимают за спесь? А его самого – за шарлатана и шармера? Нет опыта безусловной любви, такой, какая имеется по умолчанию, с рождения, без объяснений, вне их. Получая юридическое образование, учился музыке у Римского-Корсакова, выступал с концертами, пел, играл в четыре руки с Остроуховым, с друзьями. Александр Бенуа - сокурсник и друг Димы Философова, кузена Сережи. Пишут Толстому, наведываются к нему в гости.

На фоне богемной жизни, прекрасного происхождения и комплекса пермяка-соленые-уши ему хочется юношески и бунтарски взломать, изменить мир искусства. Передвижников сбросить. Каждое новое искусство противоположно предыдущему – тут как в отношениях. Поэтому пытается сам создавать и сочинять. Но все – мимо!

И слава Богу.

Потому что судьба уводит его напрямую от авторства, но удерживает в искусстве. Что делать? Рубеж столетий - век синтеза. Значит, нужно собирать! Управлять! Синтезировать и режиссировать! Недаром грядущий ХХ век – век режиссера, руководителя, организатора, продюсера. Вот он – Дягилев – импресарио, организатор, менеджер, антрепренер – и есть. Карабас-Барабас в кукольном театре…

Бинго! Дягилев был идеальной фигурой для антрепренерства. В нем сочетались азиатское торжество просторов (пермская область как две Голландии), фундаментальность истин, стремление к вершинам, недовольство малым – помноженные на европейское дотошное мастерство, эстетику, скрупулезность, образованность – все то, чего не достает размашистой русской удали самой по себе. Русские - молодцы, но внимания к деталям не хватает. Русские часто заимствуют чужое, но доводят его до совершенства, когда основоположники уже отчаялись или охладели.

Ему в помощь - крутой замес восточного барства и тонкостей в знании искусства.

Он создал с Бенуа объединение “Мир искусства” и одноимённый журнал, организовывал выставки, собрав и показав русское искусство сначала России, потом Европе. Вошел в театральный мир, но не найдя общего языка с администрацией Императорских театров, оказывается уволен. И снова – ура. Ибо так начинается его самостоятельный триумф в мире театра. А затем – триумф русского искусства во всем мире. И еще после – триумф искусства как такового.

Дягилев чутко улавливает страсть не только России к Востоку, но и Европы к России как к Востоку. Славянско-ориентальные тенденции вот-вот захватят мир – вот он, тот самый поиск ответов на вопросы где-то в глубине веков или пространств. С 1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название “Русские сезоны”. Сначала это был цикл из пяти концертов на сцене Гранд-Опера с участием Рахманинова, Римского-Корсакова, Шаляпина. Сочетал традиционное, то, чего ждал Запад, и новаторские элементы.

После оперы пришло время балета, да и первая была слишком уж затратной. Он хотел создать совершенно иной тип русского балета. Новаторский подход Дягилева отличало стремление достичь "единства художественного замысла и исполнения". В обсуждении будущего спектакля участвовали все и сообща разрабатывали сюжет, придумывали характер музыки и танца, костюмов и декораций. Это уже потом в США “придумают” брифинги и брейн-стормы. Первым в искусстве менеджмента это практиковал Сергей Павлович.

Художники Коровин, Билибин, Бенуа, Головин обходили еврейские, татарские лавки, покупали наряды и ткани в глубинке, старинные сарафаны, вышитые головные уборы, расшитые пояса. Композиторы также тщательно и подробно создавали не второстепенную служанку танца, а полноценную музыкальную историю. А костюмы, придуманные Львом Бакстом?

Бакст — первый сценограф, ставший всемирной знаменитостью. Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, не только восхищали зрителей в театре, но и влияли на модные тренды. Коул Портер пел о нем в своих песнях. Актрисы заказывали ему наряды. В магазинах продавались “ткани Шахерезады” из одноименного балета.

Труппа балетных сезонов была набрана из ведущих танцовщиков. Приглашение Дягилева приняли Анна Павлова, Михаил Фокин и его жена Вера Фокина, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская.

Wikipedia

...Дягилев боялся смерти, был патологически брезглив и чистоплотен, а это ли не привязка к жизни, где искусство – способ преодолеть ее рамки. Тем более, что, в силу известных причин, продлить себя через детей Дягилеву не предстояло. Но и сегодня о нем можно и нужно узнать больше.

…На постаменте рядом с фотографией импресарио на его могиле на острове Сан-Микеле почти всегда лежат балетные туфли (чтобы их не унесло ветром, их набивают песком). Даже если они улетят, о Дягилеве будут помнить. Да, после смерти Дягилева его труппа распалась. Тифлисец Джордж Баланчин уехал в США, где стал реформатором американского балета. Леонид Мясин основал труппу “Русский балет” Монте-Карло и до второй половины века поддерживал традиции Дягилева в мировом балете. Киевлянин Серж Лифарь остался во Франции и возглавил балетную труппу Гранд-Опера, передав бразды правления опальному и гениальному преемнику – Рудольфу Нуриеву, танцевавшему репертуар Нижинского вплоть до 90-хх гг. прошлого века. Памятник Дягилеву и сегодня стоит на площади перед зданием Гранд-Опера.

Уникальное видео "Русских балетов" Дягилева. Считалось, что ни одной записи не удалось сохранить. Согласно предположению специалистов, съемки проведены в 1928 году в швейцарском Монтре. Солистом выступает Серж Лифарь.

Юлия Милович-Шералиева