Дивная Пасха

Грядут не только славные дни Пасхи и Благовещения, но и день рождения уникальной исполнительницы духовной музыки Дивны Любоевич, известной и любимой не только в православном мире. Дивная ПасхаWikipedia

Можно быть агностиком, атеистом, прагматиком, далеким от страстей меломана. Но стоит хотя бы раз услышать даже одну песню в её исполнении, как внутри что-то меняется.

Дивна Любоевич родилась в день Благовещения Пресвятой Богородицы в Белграде 47 лет назад. Неслучайно. Дивне это удается - нести эту Благую Весть, творить музыкой единение разрозненных когда-то земель и сердец. Уже 37 лет Дивна радует себя и мир пронзительным исполнением духовной музыки России, Сербии, Болгарии и стран византийского периода.

Балканы такие. Здесь чтут нечто фундаментальное. На улицах может быть не очень прибрано, зато на местных ребят всегда можно положиться. Они понимают толк в вечном. В любви, вере, в музыке, в кино или юморе. Любого проберет!

Дивна с 10 лет пела в Белградском монастыре, постигая тонкости духовной музыки. В 21 год Дивна создала хор "Мелоди", где под её управлением (Дивна ещё и дирижёр) звучат ранние образцы византийского и современные варианты сербского, болгарского и русского распевов.

Больше десятка лет назад, когда "Христос Анести" (исполнение пасхального "Христос воскрес" на греческом языке) появилось в Сети, многие гадали, кто же это? Часть пользователей была уверена - поёт мальчик из детского хора. Часть вообще уверяла, что запись - дело рук звукорежиссеров и инженеров, подкорректировавших то ли мужской, то ли женский вокал до возносящего к небесам совершенства.

Но нет. Это просто Дивна. Любоевич. Балканские имена вообще похожи на замысловатую игру слов о чём-то сладком, дорогом и любимом, отзвук сказки, шалостей с буквами. Словно русские буквы на кубиках, вброшенные в мешочек и как следует перемешанные в нём, вернулись обратно - в новом порядке...

Она изумительно красива. Добра и талантлива. Дивна - возвышенная и темпераментная, она, как и некоторые её соотечественники сумела не только заниматься любимым делом, но и популяризировать через это ту часть культуры, которую прежде мало кто знал и которой интересовались лишь специалисты. Так стало с духовыми оркестрами Сербии и Румынии, так было и есть с экс-югославским кино. О специфических явлениях национальной культуры теперь знает весь мир.

На Балканах всегда так. Держащиеся традиций, они гнут и гнут веками свою линию - от гастрономии до любовных отношений, от манеры вести хозяйство до музыкальных пристрастий. Но при этом, делают это со всей страстью юга и гор, места скопления рас и культур, кровей и вероисповеданий.

Чем больше давления со всех сторон (а Сербию всегда раздирают то политические, то религиозные страсти), тем больше стремления сохранить то исконное, что там еще осталось. Дивне удается. А как же иначе, особенно, когда такие дни за окном - весна, Благовещение, Пасха. Которые не заканчиваются, пока длится такая музыка.

Юлия Милович-Шералиева