Великая французская революция: роман с модой

В сентябре 1789 г. во французском модном журнале писали: "Не может быть никаких сомнений в том, что революция, подобная той, что происходит сейчас во Франции, должна вдохновить столицу на новые идеи в области моды. Ведь это такое важное для моды событие!"

Да, к тому времени мода привыкла откликаться на все значимые события, в том числе и политические. Но знали бы они, к чему всё идёт...

Великая французская революция: роман с модой
Деталь веера, на котором изображено взятие Бастилии, 1789 г. Из коллекции Национальной французской библиотеки

Поначалу происходящее не воспринималось чересчур серьёзно. И мода заигрывала с революцией.

Например, в том же сентябре, но в другом журнале был представлен новый головной убор: чепец "трёх объединённых сословий". В пояснении к модной иллюстрации говорилось, что "мы более не принимаем деления на классы во Франции; все мы теперь равноправные граждане". Белый газовый чепец был не просто украшен трёхцветной кокардой. На нём были вышиты золотой меч (аристократия), голубая шпага (Третье сословие), а вместе они образовывали крест (духовенство).

Великая французская революция: роман с модой
Деталь модной гравюры с изображением "Чепца трёх сословий", 1789

Вызывала у модниц интерес и разрушенная Бастилия. Они стали носить кольца с "конституционными бриллиантами", т. е. с камнями Бастилии.

В книге "Революционный невроз" есть прелюбопытное описание: "Это была эпоха, когда госпожа Жанлис носила вместо всяких украшений только один медальон из полированного бастильского камня. В середине медальона бриллиантами изображено было слово: "Свобода". Сверху блистало бриллиантовое изображение планеты, сиявшей в день 14 июля, снизу - Луна, в той фазе, в которой она находилась в этот достопамятный день. Медальон был окружен лавровым венком из изумрудов, с прикрепленной к нему национальной кокардой из трехцветных драгоценных камней". Свобода пока ещё сочеталась с бриллиантами...

Великая французская революция: роман с модой
"Взятие Бастилии", Генри Синглтон, 18990е. Из частной коллекции

Вскоре изображения Бастилии появились на веерах, шляпках, пуговицах, пряжках туфель - словом, на всех модных аксессуараз.

Великая французская революция: роман с модой
Модная гравюра из цикла "Magasin des modes nouvelles", 1791. Пряжки для туфель, нижняя символизирует Бастилию

И женщины, и мужчины носили "гражданские, или национальные" кольца, с синей и белой эмалью с золотом и с девизом: "Нация, Закон и Король" (пока ещё "и король"... ) . Украшений в подобном духе было множество.

Но ситуация становилась всё серьёзнее. От нарядных костюмов с изысканной отделкой отказывались – потому что не хотели быть обвинёнными в контрреволюционных настроениях. Роскошь, а именно драгоценности, шелка, кружева, макияж, пудра, ассоциировалась со Старым режимом.

Великая французская революция: роман с модой
Туфли-мбли с национальными кокардами, ок. 1792. Из коллекции Музея обуви и региональной этнографии (Роман-сюр-Изер)

Не хочешь на гильотину - не привлекай к себе внимания и носи трёхцветную кокарду... Правда, это не всегда помогало.

Продолжение следует!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!