Многие, прочитав о том, сколько горностаев извели ради коронационных мантий Николая II, его матери и супруги, сетовали - мол, жаль зверьков. Безусловно! Очень жаль. Когда-то я и сама увидела в горах Казахстана горностая. Он доверчиво выглядывал из камней буквально в нескольких метрах от нас. И тогда моё теоретические знание превратилось в практическое - я отчётливо поняла, насколько же крошечный этот милый зверёк! И сколько на самом деле нужно было горностаев даже для муфты. Не говоря уж о коронационных мантиях...
В 1937, когда короновался Георг VI, отец Елизаветы II, из Канады в Великобританию, отправили пятьдесят (!) тысяч шкурок. И часть из них предназначалась именно для коронационной мантии. Сколько ушло горностаев на мантию Наполеона, не могу вам сказать, но весила она около 35 кг - да, конечно, значительная часть этого веса приходилась на бархат и золотое шитьё, но ведь и поставлена она была целиком на горностаевый мех... Как и мантия его супруги Жозефины.
В России, кстати, использовать именно этот мех при коронации стали не так и давно - c петровских времён. Но европейские монархи знали толк в горностаевых мантиях задолго до этого. Да и в России-Руси его добывали давно - и отделывали верхнюю одежду, и вовсю продавали - и в Европу, и в Китай.
Почему именно горностай?
Это один из самых красивых, но при этом крайне непрактичных мехов!
- Он не греет. Горностаевый мех короткий и не очень пушистый. То есть ни шуба, ни муфта по-настоящему не согреют своего владельца.
- Он не ноский. Износостойкость у него приблизительно как у кролика или белки.
- Он быстро теряет цвет. Не успеешь оглянуться, а белоснежная ещё не так давно шкурка пожелтела.
- Он дорогой. Зверёк маленький, так что даже на относительно небольшое изделие нужно много шкурок.
Зато... Он красивый. Белый, даже белоснежный, лёгкий. А если присоединить всё вышеописанное, то становится понятно, что такой мех может быть только показателем статуса. Дело в эффектной и недолговечной красоте!
Александр Александрович Черкасов в своих "Записках охотника-натуралиста" (1860-е) писал: "Действительно, горностаевые меха очень красивы и вполне отвечают требованиям изысканного вкуса. Простой же народ этих мехов не носит, потому что они не удовлетворяют потребностям простолюдина, который смотрит на всякий мех глазами истого материалиста: чтобы мех мог ему служить для защиты тела от стужи, следовательно мех должен быть тепел; но этого мало, он еще должен быть прочен в носке, дешев, и шкурки, из которых он собирается, должны иметь значительные размеры". Горностай же не отвечает ни одному из этих требований!
И далее он продолжает: "Достоинство меха заключается только в легкости и красоте; снежная белизна его действительно заслуживает особенного замечания. Жаль только, что горностаевые меха скоро желтеют и уберечь их от этого невозможно; рано или поздно они непременно потеряют белизну шерсти и пожелтеют. Хотя и есть особые мастера, которые чистят эти меха, но они никогда не в состоянии возвратить той неподдельной природной белизны шерсти, которую имеет только что добытый горностай".
Благодаря своей белоснежной - зимой - шкурке горностай стал символом чистоты. У Леонардо да Винчи есть притча о горностае, который "предпочитает скорее погибнуть, нежели запятнать грязью свою чистоту". Он отказывается присоединиться к трапезе лисицы, мол, уже пообедал, а лисица посмеивается - не хочет замарать шкурку! И, когда внезапно появляются охотники, скрывается, а горностай мешкает, не желая запачкаться, и попадается.
Не родись красивым!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!