Гжель знакома почти каждому жителю России и стран СНГ. Эти витиеватые синие узоры на белом фоне можно было встретить на сервизе в каждом серванте. Действительно, гжель изначально связана с фарфоровыми и керамическими изделиями. Гжельская роспись украшает фарфоровую посуду, скульптуры, шкатулки, подсвечники, часы и другие сувениры.
Гжель произошла из края, объединившего 27 деревень и получившего название «Гжельский куст». В этом гончарном крае мастерили керамику еще в XIV веке. Считается, что название поселений пошло от основных занятий их жителей – «жечь», «обжигать глину», что звучит крайне похоже на «гжель». Настоящее керамическое производство там началось в середине XVII века, когда гжель начали заказывать для Аптекарского приказа в Москве. А первые предприятия образовались в Гжельском кусте в XIX веке.
Интересно, что гжель не всегда была привычной нам бело-синей росписью. До середины прошлого века, мастера экспериментировали с различными цветами и узорами. Сочетание синего и белого пришлось по душе многим. Позднее его дополнили золочением. Считается, что синий цвет символизирует небо, белый – церкви, а золотой – купола.
Яркий, элегантный узор гжельской росписи привлекает внимание. Кажется, что при создании узоров, мастера пытались передать все традиции и культуру народа: сценки из жизни, народные сказки, природные явления, растения и животные, встречающиеся в разных уголках страны. Наверное именно эта трогательная особенность в сочетании с искусным исполнением сделали гжель настолько популярной.
Сегодня гжельскую роспись можно встретить не только на фарфоре. Бело-синие узоры переходят и на одежду, придавая ей элегантность и воздушность.