Ролану Быкову исполнилось бы 90 лет. Но этот актер, режиссер, общественный деятель сжигал себя дотла. И вся его жизнь была борьбой на сопротивления. Прежде всего, актерского сопротивления, борьба со своим типажом.
Он стал главным героем фильмов, вопреки тому, что ему было уготовано режиссерами. Его ни в один ВУЗ не взяли, кроме «Щуки», потому что увидели в нем комедийный дар.
Но актер не захотел быть заложником своего типажа. И не стал этим заложником.
И первый раз он сыграл трагический образ в фильме «Шинель» у Алексея Баталова. И это была трагедия. Фильм Баталова был не столь успешен в глазах зрителя, зато зрителям запомнились множество других комических ролей актера.
Фантазии хватало на все.
Он сыграл от Бармалея до бабушки. Еще и сам стал режиссером, не получив соответствующего образования. Но его фильмы понимают и взрослые, и дети.
Его первый фильм в качестве режиссера «Семь нянек».
Вроде бы, традиционная комедия в духе тех лет про воспитание трудного подростка. Но уже видны эксперименты с формой. И за внешней легкостью заметна невероятная грусть. В детстве это просто веселое кино. А затем ты начинаешь понимать этот фильм по - новому.
Затем были экспериментальные «Айболит – 66», "Внимание, Черепаха" и битва за своего Гоголя в фильме «Нос».
Чиновники всегда с подозрением относились к Быкову. Такой маленький, а лезет играть Пушкина. По их мнению, такой актер не может играть Пушкина. И сама Фурцева запретила премьеру спектакля с Роланом Быковым.
Но Быков создал Студенческий театр МГУ, и этот театр стал одним из самых популярных в стране. Из этого театра затем вышло много актеров, которые были актерами по призванию.
И он добился постановки «Чучело». Борьба за право постановки этого сложного произведения длилась несколько лет. Об этой борьбе сняты документальные фильмы.
И этот фильм прозвучал на всю страну. И на весь мир. Как и его последняя короткометражная работа, которая прозвучала во всем мире.
А его открытие, как драматического актера, состоялось лишь в восьмидесятые годы. Тогда одним за одним, вышли три гениальных фильма с ролями Ролана Быкова. Это «Комиссар», «Проверка на дорогах», «Письма мертвого человека». Причем, два фильма - это "полочные" фильмы.
Простое перечисление дает понятие, столь разные роли сыграл в этих фильмах Быков. Это местечковый сапожник – еврей, участковый Локотков, на которых наша земля держит, и гениальный ученый, спасающий неизлечимых детей, которых вроде бы и спасти невозможно.
В восьмидесятые же актер получил и все лавры. Он быстро стал Народным артистом РСФСР, а затем Народным артистом СССР. Также, как и Лев Дуров, Марка Захаров, Олег Янковский. Эти люди оказались выше всяких правил.
И, действительно, НАРОДНЫЕ.
Ролан Быков – тот случай, когда имя определяет судьбы. Ведь он носит имя Роланд, а Роланд – это настоящий рыцарь.
Когда Быков ушел от нас, то шел ужасный дождь над всей страной. И все люди по настоящему плакали о потере великого артиста. Который был не просто артистом, а частью нашей жизни. И эта фраза безо всякого преувеличения, и не ради красного словца. Если человек решил стать учителем после фильмов Быкова, это, значит, что Быков повлиял на его жизнь напрямую.
А его последняя встреча в концертной студии Останкино, так и просто подвиг, совершенный на обезболивающих.
Зрители помнят и любят Ролана Антоновича Быкова.
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!
МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Фотографии взяты из свободных источников.