На самом деле, факт удивительный. Фильм, основанный на воспоминаниях бывшего директора ФСБ, созданный по государственному заказу и на государственный счет, вызывает огромный общественный резонанс. И этот фильм становиться не художественным фактом, а фактом общественной жизни.
При этом ни один из критиков фильма не признался в том, что его больше всего поразило. Думаю, что больше всего поразило этих критиков то, что главный полевой командир, оказывается, воспитан на идеалах «Молодой гвардии» Фадеева, которая является его настольной книгой, и свой лучший отряд он называет «Молодой гвардией».
А что еще могло поразить критиков?
Все знали эти факты, которые показываются в фильме.
Да, побочная линия связана с воровством денег, покупкой магнитофона. Да, показан вороватый прапорщик, который о телевизоре крутой марки. Так все знали в те годы, что из Афгана можно привезти не только медали.
Но показан и героизм, не парадный и праздничный, а героизм в толстовском смысле этого слова. Так, эпизодический герой, который совершает подвиг, совершает его вовсе не из храбрости, а из трусости. Но так бывает на войне.
Фильм показывает войну совсем обыкновенной, где смерть – обычная рутина, и смерть может придти с любой стороны. И показывает деформацию людей, которые живут в состоянии войны уже многие годы.
Здесь тесно переплетаются в один узел судьбы нескольких людей, и судьбы целых народов. И ведь узел этот не развязан и до сих пор.
И задается вопрос: нужна ли нам была эта война. И каких целей мы достигли на афганской войне.
Здесь не слушают патриотическую музыку, а слушают неудобного Летова, и Виктора Цоя, чью музыку сложно представить в виде саундтрека военного фильма. Но здесь эта музыка уместна.
Да, фильм неудобный. Но нельзя назвать его непатриотичным. Здесь полковник КГБ хочет идти в заложники, здесь простые солдаты рискуют жизнью. Здесь показано то, что война – это не нормальное состояние для человека. А, скорее, противоестественное состояние.
Здесь нет с нашей стороны ярких положительных героев, но каждый герой вызывает сочувствие. Переживаешь за каждого героя, даже за вороватого прапорщика. И его можно понять. Тем более, что когда надо свой долг он выполняет на все сто процентов.
Не самый простой фильм Лунгина. Но это точно не набор клише, а кино, которое заставляет задуматься. Как минимум, оно не сразу же выветривается из памяти, как многие другие фильмы.
Фильм про то, что афганская война – для нас еще терра инкогнито, и ее еще предстоит открывать.
Но все же, «Афганский излом» Бортко будет событием гораздо более сильным. И пока что непревзойденным образцом в ряду фильмов про афганскую войну.
Но и фильм Лунгина займет в этом ряду достойное место. Зрителям еще только предстоит увидеть и смыслить этот фильм. В прокате он полностью провалился. Но люди смотрят этот фильм дома. И он становиться одним из самых обсуждаемых.
Конечно же, отмечу, идеальный кастинг. Здесь все играют хорошо. И даже Ян Цапник, который является одним из самых мелькающих российских актеров, здесь вполне на месте. Чего ух говорить про Кирилла Пирогова! Он просто идеально выписывает свою роль полковника КГБ. Если бы все полковники КГБ были такими, то вряд ли бы бы СССР прекратил свое существование.
Фильм пытается осмыслить сам факт афганской войны в жизни советской армии и Советского Союза. Безусловно, можно спорить с концепцией автора. Но они имеют право на такое высказывание.
И для Лунгина этот фильм, скорее, успех, особенно, после спорной «Пиковой дамы»
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!
МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Фотографии взяты из свободного источника.