Когда знаменитого хореографа, родоначальника американского балета Джорджа Баланчина спросили, что ему нужнее всего в работе, попросили назвать самое важное, он воскликнул: "Каринска!" Барбара Каринская. А на самом деле – Варвара... Эта харьковчанка стала чудом и опорой американского балета, создавая великолепные костюмы!
Варвара Каринская в в своей лондонской студии, 1939. (сс) Wikimedia CommonsВарвара Андреевна Жмудская родилась в 1886. Её отец был одним из богатейших купцов Харькова. Разумеется, Вареньку, как многих девочек, научили шить, но особенно она увлекалась вышиванием – эти умения очень пригодятся ей в будущем.
Первый муж её скончался, не успев даже увидеть рождения дочери, а затем Варвара стала её и опекуном, фактически, приёмной матерью маленького племянника. Вторым мужем её стал Николай Каринский, известный юрист, и в 1915 они переехали в Москву. В салоне Варвары собиралось изысканное общество, много обсуждали балетные и театральные спектакли. Именно тогда, видимо, балет и увлёк её.
Балерина Танакиль Ле Клерк в костюмах от Каринской, 1950-е. (с) Getty ImagesНо впереди были революция и гражданская война. Семью разметало. Муж был вынужден бежать, а она, чтобы выжить, сначала открыла модное ателье, затем школу художественной вышивки, а потом и антикварный салон...
Однако в конце 1920-х Каринская решила уехать из страны. Школу вышивания национализировали, а учитывая купеческое происхождение, и эмигрировавших мужа и отца, вряд ли её ожидало что-то хорошее.
Впереди были Берлин, Брюссель, и, наконец, Париж. Умение шить, вышивать, а так же вкус и фантазия пригодились ей, когда она стала сотрудничать с антрепризой Русского балета Монте-Карло. Тогда и состоялось знакомство с хореографом Джорджем Баланчиным. Сотрудничала она и с другим балетными труппами, и очень успешно. Выросшие дети работали вместе с ней.
Костюмы от Каринской: "Изумруда", "Бриллианта" и "Рубина" для балета Баланчина "Драгоценности", 1967. (с) Фотографии с прошлогодней выставки Музея при Fashion Institute of TechnologyЗатем Каринская уехала в Лондон, а перед самой войной успела уехать в Нью-Йорк. Там она и возобновила работу с Баланчиным. А когда с войны вернулся приёмный сын, они открыли собственное ателье, и вскоре оно стало безумно популярным. Звезда Каринской взошла!
Только балетными костюмами Каринская не ограничивалась. Она делала костюмы к бродвейским постановкам, к голливудским фильмам, и даже получила "Оскара" за фильм "Жанна Д'Арк" (1948), главную роль в котором сыграла Грета Гарбо. А в 1952 номинировались на "Оскар" за костюмы к фильму-балету "Ганс-Кристиан Андерсен".
Однако главной любовью Каринской был именно балет. Работала она не только с Баланчиным, а и с Мариусом Петипа, Михаилом Фокиным, Брониславой Нижинской и многими другими звёздами балетного мира. Но именно труппе Баланчина Каринская отдала своё сердце.
Обратите внимание: 25 великих женщин, которые стали бьюти-легендами.
И если поначалу она работала по эскизам других художников (включая Шагала и Дали), то впоследствии придумывала великолепные костюмы самостоятельно, задавая балетную моду.Пачка Каринской-Баланчина. (с) Из коллекции Музея при Fashion Institute of TechnologyВ историю этой моды войдёт так называемая "пачка Баланчина-Каринской". В ней не было каркаса, и было меньше слоёв ткани, чем обычно - всего шесть-семь. Каждый слой тюля был чуть-чуть длиннее другого. Не очень плотно прилегая друг к другу, они образовывали прелестную, пышную, мягкую юбку. Она напоминала пуховку от пудры, и так и её и прозвали! В ней было легко танцевать, и в движении она смотрелась по-другому – изящно трепетала, а не колыхалась. И подчёркивала движения, а не отвлекла от них внимание, как обычная пачка.
Однако Каринская изменила не только балетную юбку, но и лиф! Она первой использовала крой по косой для создания плотно облегающей одежды, а именно – для лифа балетной пачки. Такого плотного облегания, которое выглядело бы красиво и при этом давало танцовщице свободу движения, раньше никто не могу добиться. Да к этому и не стремились... Так что с нововведением Каринской балетный костюм приобрёл ещё большее изящество.
Каринская всегда придавала значение мельчайшим деталям, даже если они не были видны из зрительного зала. Костюмы были сшиты так тщательно, что некоторые из них используются до сих пор, в наши дни! Она делала всё, чтобы танцевать было свободно и легко. Как однажды написала балерина Аллегра Кент, танцуя в костюмах от Каринской она чувствовала себя рыбкой, скользящей в воде. Что уж говорить о красоте этих костюмов... Недаром Джордж Баланчин будет говорить, что половина успеха его балетов – именно в них!
В 1962 году Варвара, вернее, Барбара Каринская получила награду, которую присуждают за вклад в искусство танца – она стала единственным модельером, её удостоенным. И получила она её за то, что её костюмы "дарят красоту зрителю и наслаждение танцору".
Каринская работала много лет, пока могла держать иголку в руках, и лишь в последние годы отошла от дел. Её не стало в 1983, когда ей было девяносто семь...
P.S. Подписывайтесь на мой сайт по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory
Больше интересных статей здесь: Мода.
Источник статьи: Варвара Каринская: наша легенда американского балета.