Варвара Каринская: наша легенда американского балета

Когда знаменитого хореографа, родоначальника американского балета Джорджа Баланчина спросили, что ему нужнее всего в работе, попросили назвать самое важное, он воскликнул: "Каринска!" Барбара Каринская. А на самом деле – Варвара... Эта харьковчанка стала чудом и опорой американского балета, создавая великолепные костюмы!

Варвара Каринская в в своей лондонской студии, 1939. (сс) Wikimedia Commons

Варвара Андреевна Жмудская родилась в 1886. Её отец был одним из богатейших купцов Харькова. Разумеется, Вареньку, как многих девочек, научили шить, но особенно она увлекалась вышиванием – эти умения очень пригодятся ей в будущем.

Первый муж её скончался, не успев даже увидеть рождения дочери, а затем Варвара стала её и опекуном, фактически, приёмной матерью маленького племянника. Вторым мужем её стал Николай Каринский, известный юрист, и в 1915 они переехали в Москву. В салоне Варвары собиралось изысканное общество, много обсуждали балетные и театральные спектакли. Именно тогда, видимо, балет и увлёк её.

Балерина Танакиль Ле Клерк в костюмах от Каринской, 1950-е. (с) Getty Images

Но впереди были революция и гражданская война. Семью разметало. Муж был вынужден бежать, а она, чтобы выжить, сначала открыла модное ателье, затем школу художественной вышивки, а потом и антикварный салон...

Однако в конце 1920-х Каринская решила уехать из страны. Школу вышивания национализировали, а учитывая купеческое происхождение, и эмигрировавших мужа и отца, вряд ли её ожидало что-то хорошее.

Впереди были Берлин, Брюссель, и, наконец, Париж. Умение шить, вышивать, а так же вкус и фантазия пригодились ей, когда она стала сотрудничать с антрепризой Русского балета Монте-Карло. Тогда и состоялось знакомство с хореографом Джорджем Баланчиным. Сотрудничала она и с другим балетными труппами, и очень успешно. Выросшие дети работали вместе с ней.

Костюмы от Каринской: "Изумруда", "Бриллианта" и "Рубина" для балета Баланчина "Драгоценности", 1967. (с) Фотографии с прошлогодней выставки Музея при Fashion Institute of Technology

Затем Каринская уехала в Лондон, а перед самой войной успела уехать в Нью-Йорк. Там она и возобновила работу с Баланчиным. А когда с войны вернулся приёмный сын, они открыли собственное ателье, и вскоре оно стало безумно популярным. Звезда Каринской взошла!

Только балетными костюмами Каринская не ограничивалась. Она делала костюмы к бродвейским постановкам, к голливудским фильмам, и даже получила "Оскара" за фильм "Жанна Д'Арк" (1948), главную роль в котором сыграла Грета Гарбо. А в 1952 номинировались на "Оскар" за костюмы к фильму-балету "Ганс-Кристиан Андерсен".

Однако главной любовью Каринской был именно балет. Работала она не только с Баланчиным, а и с Мариусом Петипа, Михаилом Фокиным, Брониславой Нижинской и многими другими звёздами балетного мира. Но именно труппе Баланчина Каринская отдала своё сердце.

Обратите внимание: 25 великих женщин, которые стали бьюти-легендами.

И если поначалу она работала по эскизам других художников (включая Шагала и Дали), то впоследствии придумывала великолепные костюмы самостоятельно, задавая балетную моду.

Пачка Каринской-Баланчина. (с) Из коллекции Музея при Fashion Institute of Technology

В историю этой моды войдёт так называемая "пачка Баланчина-Каринской". В ней не было каркаса, и было меньше слоёв ткани, чем обычно - всего шесть-семь. Каждый слой тюля был чуть-чуть длиннее другого. Не очень плотно прилегая друг к другу, они образовывали прелестную, пышную, мягкую юбку. Она напоминала пуховку от пудры, и так и её и прозвали! В ней было легко танцевать, и в движении она смотрелась по-другому – изящно трепетала, а не колыхалась. И подчёркивала движения, а не отвлекла от них внимание, как обычная пачка.

Однако Каринская изменила не только балетную юбку, но и лиф! Она первой использовала крой по косой для создания плотно облегающей одежды, а именно – для лифа балетной пачки. Такого плотного облегания, которое выглядело бы красиво и при этом давало танцовщице свободу движения, раньше никто не могу добиться. Да к этому и не стремились... Так что с нововведением Каринской балетный костюм приобрёл ещё большее изящество.

Слева - костюм от Каринской, 1957, (с) из коллекции музея Виктории и Альберта (Лондон). Справа - балерина Алисия Маркова в "Щелкунчике" (с) themakingofmarkova.com

Каринская всегда придавала значение мельчайшим деталям, даже если они не были видны из зрительного зала. Костюмы были сшиты так тщательно, что некоторые из них используются до сих пор, в наши дни! Она делала всё, чтобы танцевать было свободно и легко. Как однажды написала балерина Аллегра Кент, танцуя в костюмах от Каринской она чувствовала себя рыбкой, скользящей в воде. Что уж говорить о красоте этих костюмов... Недаром Джордж Баланчин будет говорить, что половина успеха его балетов – именно в них!

В 1962 году Варвара, вернее, Барбара Каринская получила награду, которую присуждают за вклад в искусство танца – она стала единственным модельером, её удостоенным. И получила она её за то, что её костюмы "дарят красоту зрителю и наслаждение танцору".

Каринская работала много лет, пока могла держать иголку в руках, и лишь в последние годы отошла от дел. Её не стало в 1983, когда ей было девяносто семь...

P.S. Подписывайтесь на мой сайт по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory

Больше интересных статей здесь: Мода.

Источник статьи: Варвара Каринская: наша легенда американского балета.