Речь сегодня пойдёт о двух самых красивых (по моему личному рейтингу) актрисах советского кино. Обе они отличались недюжинным талантом и яркой внешностью, но в кино играли до обидного мало. Да и не сказать, что жизнь их так уж обласкала.
Александра Завьялова
Александра Завьялова родилась в 1936 году, в небольшом селе Тамбовской области. Решив стать актрисой, поступила в Ленинградский театральный вуз - ЛГИТМИК (потом СпбГАТИ, а ныне - РГИСИ)
Стартом карьеры Завьяловой стал фильм "Люди на мосту", про доблестных мостостроителей, усердный труд и честного советского человека. Поговаривают, кстати, что прототипом главного героя, отправившегося с хлебной должности работать простым строителем, стал Лазарь Каганович, один из крупных советских руководителей, которого в один прекрасный момент отправили в отставку с волшебным ускорением.
Затем была "Песнь о Кольцове". Поэт Алексей Кольцов, вообще, как мне кажется, стихами не очень отметился, а вот своей грустной короткой жизнью - вполне. Про него аж два фильма сняли. Один в 1959 году (с Завьяловой и КОняевым), один в 1997 (с Александром Вершининым и Людмилой Зайцевой). Надо было только полюбить крепостную (и чтобы, разумеется, их разлучили злые родичи) и умереть от чахотки в 33 года - вуаля, ты в истории.
В 1961 году случилось примечательное событие: легендарный фотограф Филип Халсман, делая серию работ о СОветском Союзе, для одной из обложек журнала "Лайф"выбрал юную актрису Сашу Завьялову. К тому времени она сыграла в пяти фильмах и карьера обещала быть очень яркой. А тут ещё и обложка "Лайф". (Кстати, нигде её не нашла, поэтому вопрос в зал - кто-нибудь, где-нибудь встречал в цифровом формате эту обложку?)
В 1964 году у Александры кончилось везение, а у советских спецслужб терпение. В Завьялову влюбился американский бизнесмен. Было там что-то серьёзное, или нет, не могу сказать. Но именно после этого актрису сняли с роли, на которую уже утвердили и уже начали снимать. Знаете, что это была за роль? Панночка из "Вия". Глядишь, если бы американец на званом ужине прошёл мимо, то у Натальи Варлей могло и не случиться звёздного часа. Вся отснятая с Завьяловой плёнка была смыта и остался чудом один эпизод, вот этот:
Бизнесмена из страны выслали, а Завьялова начала сниматься в самой известной своей роли - Пистимеи Морозовой из "Тени исчезают в полдень". Она же стала последней. После окончания съёмок в 1971 году о Завьяловой забыли на 20 с лишним лет.
В 1975 она попала в психиатрическую больницу, на почве жесточайшей депрессии. Дочь забрал к себе отец, а недавно родившегося сына отправили в детский дом. После возвращения из лечебницы, ее отправили туда ещё раз, уже вместе с сыном.
Нинель Мышкова
Одна из тех актрис, которую я открыла для себя уже во взрослом, осознанном возрасте. Наверное, поэтому смогла в полной мере оценить не только красоту, но и размах её таланта. Её жизнь была очень интересной и кое-где туманной. Не очень понятно, например, что за история с именем. Известна и как Нинель, и как Нелли, а в каких-то титрах представлена вообще как Ева.
Родилась Мышкова в непростой семье: её отцом был генерал-лейтенант артиллерии КОнстантин Романович Мышков, погибший в августе 1942-го в Сталинграде. Нинель тогда было 16 лет.
Тогда же и дебютировала в кино: в фильме Александра Файнциммера "За тех, кто в море". Прекрасный мастер-класс, как снимать так, чтобы 20-летняя актриса выглядела сорокалетней.
Этот фильм подарил Нинель второго мужа - композитора Антонио Спадавеккиа. Композитор был прекрасный, а брак недолгий.
В 1952-м Мышкова открыла счёт своим сказочным красавицам, сыграв Ильмень-царевну в "Садко". Невероятное лицо Нинель, с классическими, прямо как из книжек, чертами лица, так и просилось в киносказки. И это было только начало.
1956 - Василиса, возлюбленная Ильи-Муромца из одноимённого фильма.
1958 - Марья-искусница
В 1954-м случился третий муж, уже надолго. С кинооператором КОнстантином Петриченко она прожила до 1965 года, родив от него сына, тоже КОнстантина, и сыграв почти во всех своих главных фильмах. Например, "Дом, в котором я живу". Это мой любимый фильм о войне. В нём почти нет бомб, выстрелов, убийств - всё это остаётся за кадром. Но остаётся пронзительная, саднящая боль от всего, что происходит. Будь то военные события или мирная жизнь, в которой людям тоже бывает больно.
- Я буду закрывать дверь. Всегда.- А я буду стучать, пока не откроешь.
В 1961 году сыграла у Эльдара Рязанова в чудесном "Человеке ниоткуда" вместе с Яковлевым и Юрским. В 1964м, снова попав в дуэт с Яковлевым, играет в прелестной "Лёгкой жизни". Оба этих фильма я люблю до ужаса. Отличные примеры "оттепельного", лёгкого и светлого кино.
А в 1965-м в ее жизни случается резкий поворот - фильм "Гадюка" по рассказу Алексея Толстого. Фильм из разряда "Смотреть обязательно". Талант Мышковой в нём вышел на новый уровень.
Этот фильм изменил ее жизнь окончательно, подарив четвертого мужа - режиссёра ВИктора Ивченко. Этот брак, наконец-то, стал счастливым. Но снова недолгим, и теперь уже по трагической причине. К сожалению, жизнь отмерила им всего 7 совместных лет, в 1972-м Ивченко умер. После этого актриса так и не оправилась, снималась очень мало и неохотно.